Экономический блок правительства Таджикистана упорно не желает признавать грустных реалий нашей экономики. И опять ждёт указаний президента.
Министр финансов Абдусалом Курбониён сообщил журналистам на минувшей неделе, что президент Эмомали Рахмон поручил сократить бюджетные расходы. На основе данного поручения Минфином принято решение приостановить «второстепенные расходы»: покупку государственными учреждениями и организациями мебели, служебных автомашин, а также строительство не особо важных объектов и прочее.
Таким образом, объем расходной части бюджета будет сокращён на 450 млн. сомони (свыше $57,2 млн. по текущему курсу Нацбанка Таджикистана). Глава Минфина признался, что продолжающийся экономический кризис в странах-партнёрах Таджикистана приводит к снижению основных макроэкономических показателей нашей страны, в частности, доходов государственного бюджета. Так, по его словам, в первом полугодии текущего года госбюджет не выполнен по налогам в размере 421,4 млн. сомони, а за счет таможенных платежей бюджет не получил 266,6 млн. сомони. Итого, за первое полугодие бюджет недосчитался более 687 млн. сомони.
Несмотря на невесёлые итоги первого полугодия, экономический блок правительства не считает нужным пересматривать параметры доходной части бюджета. В результате, сохраняются нереально завышенные параметры по собираемости доходов, установленные фискальным, налоговым и таможенным органами. Это вынуждает данные структуры увеличивать давление на частный сектор, чтобы выполнить «план» любой ценой. В результате такой экономической политики частный сектор Таджикистана уходит в тень или вообще вынужден закрываться.
Во втором полугодии, по оценкам экспертов, ситуация в экономике Таджикистана может усугубиться. Кризис в России, от которой во многом зависит стабильность в нашей стране, продолжается. Согласно новому исследованию Высшей школы экономики, опубликованному в минувший вторник, «в минусе сегодня работают практически все секторы российской экономики», и о восстановлении экономической активности в России говорить пока рано.
Кроме того, во второй половине года традиционно растут расходы бюджета. В этом году этот рост будет вызван помимо всего прочего проведением мероприятий в честь 25-й годовщины Независимости страны и необходимостью обеспечить выплату социальных пособий и зарплат, повышенных решением президента и правительства. Ситуацию с расходами также будет осложнять необходимость растущих текущих обязательств по обслуживанию внешнего долга, выросшего по сравнению с прошлым годом с 22 до 35% ВВП. Кроме того, в этом году наступил срок оплаты кредитов КНР от 2005-06 года, привлеченных на проекты дорожной и энергетической инфраструктур.
Напомним, общий объем госбюджета Таджикистана на 2016 год предусмотрен в размере 18 млрд. 306 млн. сомони. Это на 19,8% или почти на 3,3 млрд. сомони (!) больше по сравнению с объемом прошлогоднего бюджета. Экономисты правительства надеются, что международные финансовые организации – Всемирный банк, Международный валютный фонд, Азиатский банк развития - окажут стране бюджетную поддержку. Однако те, в свою очередь, обуславливают такую помощь необходимостью проведения структурных реформ в таджикской экономике.
В экономических ведомствах правительства есть немало грамотных специалистов, которые понимают, что параметры бюджета-2016 являются «излишне оптимистичными». Однако, по мнению наблюдателей, руководители экономического блока правительства не хотят открыто говорить о глубине кризиса, опасаясь недовольства главы государства и перспективы потерять своё кресло. Видимо, гораздо безопаснее для карьеры на заседаниях правительства хором петь песенку из известного мультфильма: «Все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо!», пока опять сам президент не распорядится пересмотреть бюджет.
Это, конечно, тоже вариант, но мы теряем время и рискуем окончательно загубить частный бизнес Таджикистана.
Что для вас важнее, господа министры - ваша карьера или судьба страны?