Более 4 млрд. кВт часов электроэнергии не будет выработано в этом году в Таджикистане из-за холостого сброса воды мимо агрегатов на крупных ГЭС страны, и эта тенденции сохраняется уже с 2009 года, сообщил 26 июля на пресс-конференции министр энергетики и водных ресурсов Таджикистана Усмонали Усмонзода.
Министр отмечает, что возможность крупного экспорта в соседние страны у Таджикистана больше нет с тех пор, как страна вышла из единой энергосистемы Центральной Азии.
«Ранее, до 2009 года, Таджикистан по этим сетям поставлял электроэнергию в летнее время соседним странам, а зимой по этой системе получал электричество. После выхода страна была вынуждена развивать свою внутреннюю энергосистему, а возможность крупного экспорта появилась лишь в 2011 году после сдачи в эксплуатацию ЛЭП Сангтуда-Пули Хумри», - отметил министр.
В этом контексте министр отметил, что выгодным во всех смыслах для Таджикистана станет реализация проекта CASA-1000, строительство которой началось в мае этого года.
«Проект позволит увеличить экспорт электроэнергии, сведет на «нет» ежегодные потери из-за холостых сбросов. На данный момент идут подготовительные работы, и наши главные партнеры в этом - Всемирный банк, ИБР и другие международные финансовые институты - всесторонне помогают нам в реализации этого сложного и перспективного проекта», - отметил министр.
Как отмечается на сайте проекта CASA-1000, вся необходимая инфраструктура для выработки электроэнергии уже имеется.
После завершения проекта электричество пойдёт по высоковольтным ЛЭП из Кыргызской Республики в Таджикистан (477 км), а из Таджикистана – в Афганистан и Пакистан (ещё 750 км).
«В странах Центральной Азии имеется достаточно избыточной электроэнергии, чтобы обеспечить загрузку этих ЛЭП даже без ввода новых вырабатывающих мощностей», – отмечается на сайте проекта.
Участниками проекта являются Кыргызстан, Таджикистан, Пакистан и Афганистан. Помимо упомянутых стран проект поддерживают Группа Всемирного банка, Исламский банк развития, Агентство международного развития США (USAID), Государственный департамент США, Министерство международного сотрудничества Великобритании (DFID), Австралийское Агентство международного развития (AusAID), а также ряд других донорских организаций.