Китайская компания ТВЕА получила лицензию на разработку золоторудного месторождения «Восточная Дуоба», расположенного в Айнинском районе Согдийской области.
Данная компания провела геологоразведочные работы на двух месторождения золота в Айнинском районе – «Восточная Дуоба» и «Верхний Кумарг» – и теперь, после определения запасов золота, получила право на разработку месторождения.
На данный момент Китай имеет лицензию на разработку 7 золоторудных месторождений в Таджикистане.
В 2014 году правительство Таджикистана передало данной китайской компании, в обмен на строительство Душанбинской ТЭЦ-2 стоимостью около 30 млн. долларов, право на проведение геологоразведочных работ на двух золоторудных месторождениях, расположенных на территории Айнинского района.
В Главном управлении геологии Таджикистана 22 июля сообщили Радио Озоди, что компания ТВЕА после определения запасов золота на втором месторождении «Верхний Кумарг», сможет получить лицензию на его разработку.
«Компания получает лицензию на разработку месторождения только после определения запасов золота», - сказали в Главном управлении геологии.
Из-за ограниченных финансовых возможностей Таджикистан не может самостоятельно проводить разведку, разработку и добычу золота на отечественных золоторудных месторождениях. Поэтому власти привлекают к этим работам зарубежных инвесторов, в том числе Китай.
На фоне того, как право на добычу на золоторудных месторождениях Таджикистана переходит в руки китайских компаний, многие местные аналитики задаются вопросом, насколько присутствие китайских компаний отвечает интересам нашей страны?
Константин Бондаренко, таджикский экономист, говорит, что приход китайских компаний в Таджикистан в краткосрочной перспективе, возможно, поможет экономическому развитию страны, «но в долгосрочной перспективе – это не сулит ничего хорошего». По его словам, при таком подходе к делу Таджикистан, как страна-производитель сырья, не получит развития.
Инвестиционную политику Китая в мире можно выразить формулой «инвестиции взамен природных ресурсов». Таким способом Китай за последние 5 лет вложил огромные инвестиции в 21 страну африканского континента, получив взамен месторождения серебра, золота, драгоценных камней. И пока западные страны требуют от руководителей африканских стран прозрачности и соблюдения здоровой конкуренции, Китай использует в своих интересах высокий уровень коррупции в Африке и продвигает свои бизнес-проекты. В Таджикистане практически аналогичная картина.
Однако Георгий Кошлаков, экономист и Почетный геолог СССР, сказал, что в ситуации, когда страна не имеет достаточных средств для разработки и добычи месторождений, привлечение зарубежных инвесторов, в том числе китайских, является единственным выходом из положения. «Китайские компании в Таджикистане, как и другие компании, платят налоги и действуют в рамках законодательства РТ. Если и добывают золото, они не могут его вывозить без разрешения Национального банка страны. Нацбанк покупает у них золото по мировым расценкам. Если этим бы занималась отечественная компания, она действовала бы по таким же правилам», - говорит Кошлаков.
Однако, продолжил он, единственная проблема с китайскими компаниями в том, что они располагают дешевой рабочей силой, поэтому привлекают к работам своих рабочих, а не таджиков, которые и так ощущают нехватку рабочих мест.