Как заработать на мелочи? И есть ли в Таджикистане закон или хотя бы инструкция, которая бы обязывала давать сдачу даже в один дирам?
Мы попытались подсчитать, сколько и кто может зарабатывать на тех дирамах, которые нам недодают. Сразу оговоримся, мы не мелочные и не считаем чужих денег, просто, предположив однажды, в какие обороты выливаются наши дирамы, мы решили поделиться этими цифрами с читателями.
Вот так жвачка
ИТАК, начнем, пожалуй, с довольно заезженной темы - в магазинах, кафе или иногда и в ресторанах мы получаем вместо, скажем, 20-40-80 дирамов жвачку, или конфетку, или что-то еще более ненужное, кому-то вместо сдачи могут предложить одну сигарету. В аптеках это леденцы от простуды и кашля. Все это происходит по факту: кладут в пакет и не спрашивают, нужна нам такая сдача или нет.
Дело не в отсутствии мелочи в кассе - кассиры в любом случае обязаны давать нам сдачу, - а в том, что сдача, выданная в виде товара (а жвачка и конфета - это тоже товар), не фиксируется в чеке. Есть и те, у кого нет кассового аппарата, и они просто таким образом реализуют неходовой товар за неплохие деньги.
Как признался Сухроб, продавец одного небольшого магазинчика на окраине Душанбе, в неделю в виде дирамов на сдачу уходит минимум 200 сомони. Этот молодой человек принципиально дает мелкую сдачу и, только если сам покупатель попросит заменить ее чем-то и не захочет брать мелочь, потом может предложить альтернативу.
Помните, как в фильме «Мимино»:
- Сдачи не надо…
- И мне не надо!
Отказ от мелочи считается неким показателем того, что мы немелочные, мы щедрые. Многим носить с собой копейки просто неудобно, некоторых мелочь просто раздражает. А зря. Давайте посчитаем, сколько же обыкновенная мелочь может принести реальных денег магазину, который упорно выдает сдачу в виде конфеток.
Допустим, за день один магазин посещают 100 условных покупателей, и вместо условных 20 дирамов кассир или продавец выдает сдачу жвачкой или ее аналогом. В день выходит 20 сомони. Умножаем эту сумму на 30 дней (1 месяц) - и выходит 600 сомони, а в год сумма составляет уже 7300 сомони. Довольно большая сумма…
А теперь предположим, один человек в день, отовариваясь в магазине, недополучает сдачу копейками, скажем, в 40 дирамов. В день это действительно мелочь, за которую вам только жвачку сомнительного происхождения дадут, но в месяц сумма составит уже 12 сомони, а в год 144 сомони. А ведь за эти деньги можно лишний раз в магазин или на базар за продуктами сходить.
То же самое в кафе или столовой, где вы наверняка обедаете в будние дни. Поток посетителей в часы пик в таких местах довольно большой. В некоторых кафе-бистро в центре города он достигает в среднем 200 человек в день. Опять же если всю мелкую сдачу выдавать жвачками (т.е. товаром) вместо 20 дирамов, то в день это 40 сомони, в месяц - 1 тыс. 200 сомони, в год - 14 тыс. 600 сомони. Неплохо! И это только одно кафе-бистро. Так, на вид вроде бы мелочь превращается во вполне реальные деньги.
Конечно, жвачка и конфеты, которые нам подсовывают, тоже товар, который был куплен продавцом, но не стоит забывать, что этот товар покупался оптом и наверняка стоит намного дешевле.
Неподъемная мелочь
БОЛЕЕ интересная картина вырисовывается в секторе пассажирского транспорта. Об этом можно говорить долго и много. У нас происходит чаще по привычному сценарию: как только начинаешь требовать сдачу, говоря о том, что администрация города определила другие тарифы, и возмущаясь, почему водитель не выдает её, в ответ как правило получаешь грубое: «Я столько трачу на горючее, ремонт! Если не нравится, выходи и садись в другую машину». Вот вам и сдача.
В Душанбе - четыре государственных коммунальных унитарных предприятия («Автобус-1», «Автобус-2», «Автобус-3» и «Троллейбус») и более 20 компаний, которые привлекают к пассажироперевозкам частников на договорной основе. В совокупности, по данным мэрии, ежедневно пассажиров на 90 маршрутах обслуживают более 200 единиц автобусов, 70 единиц троллейбусов, 56 единиц микроавтобусов и свыше 2000 единиц транспортных средств частного сектора.
Стоимость проезда в 2 сомони или 1 сомони до половины пути - это выдумка водителей и кондукторов. Тарифы на транспорт неизменны с 2011 года – 1,6 сомони и 80 дирамов до половины маршрута. Но часто ли вам дают сдачу при оплате проезда? На вскидку можно вспомнить только маршрут №19, где одно время без напоминаний выдавалась сдача.
Хотя в самих маршрутках приклеено объявление с постановлением мэра города Махмадсаида Убайдуллоева об установленных тарифах, с указанием телефонов доверия, никто по этим тарифам не работал и не работает. А телефоны доверия в объявлениях и вовсе вырезаны.
Аналогичная ситуация с автобусами и троллейбусами. «Проезд - 1 сомон», - нагло заявляет кондуктор всем, основная масса покорно платит за проезд и даже не спрашивает. Другая часть заранее готовит 60 дирамов для оплаты.
Судя по официальной статистике, предоставленной учреждением «Душанбе наклиёт хадамотрасон», объем пассажиропотока общественного транспорта в столице в 2015 году составил 216,3 млн человек. Из этого числа 99,2 млн человек перевезены автобусами и троллейбусами. Остальные 117 млн человек воспользовались услугами маршрутных такси.
Для начала в качестве примера мы тоже решили взять условных пассажиров. Допустим, это 200 человек в день, которые заплатили за проезд в маршрутке по 2 сомони и не получили сдачу в 40 дирамов. С этого количества пассажиров остаток в невыданных дирамах составит 80 сомони в день. В год, таким образом, накапливается сумма в 29 тыс. 200 сомони. Разве это мелочь?
Мы можем не мелочиться, как на примерах выше, и подсчитаем реальные цифры. Итак, если каждый пассажир автобуса или троллейбуса недополучит свою сдачу - пусть это будет в среднем 20 дирамов, - то в год это выходит 19,8 млн сомони. С учетом льготников и тех, кто все же платит за проезд ровно столько, сколько нужно, мы минусуем половину, но от этого суть фактически не изменилась – пассажир продолжает отдавать миллионы мелочью.
Сами транспортники столицы уверяют, что эта проблема постоянно обсуждается и они ищут пути ее решения, ведь не всегда все зависит от самих компаний и их руководителей.
Заместитель мэра столицы, куратор транспортной сферы Низом Хакимов говорит о сложности вопроса, ведь здесь большую роль играет человеческий фактор.
«Ответственность за выдачу сдачи пассажиру лежит на самом водителе и его кондукторе. Они должны следить за выполнением этих обязательств. Руководитель или директор не может постоянно по пятам за ними ходить и требовать выполнения обязательств. Каждый должен чувствовать ответственность», - говорит он. С этим нельзя не согласиться, конечно.
Но, как выясняется, мелочью водителей должно все-таки обеспечивать руководство их организаций. Директора компаний признаются, что проблема с дирамами не решается из-за нехватки мелочи в банках.
«У нас был контракт с одним из банков на год. Каждый раз они мне предлагали взамен 50-дирамовые монеты, но ведь нам чаще нужны монеты по 20 дирамов. Вот и выходило, что мне удавалось лишь изредка получать нужную мелочь», - говорит руководитель одной из транспортных компаний Душанбе.
И по его словам, неплохо было бы вернуть бумажные 20-дирамовые купюры, хотя бы для общественного транспорта.
Где оседают миллионы
КАК оказалось, для водителей пассажирского транспорта установлен план сдачи выручки – это 8-10 сомони в день. Остальная сумма - полностью в распоряжении самого водителя и его кондуктора. Ремонт, патент, бензин, замену запчастей и все остальное оплачивает сам водитель.
Компания получает лишь за то, что взяла этого водителя и его транспортное средство на маршрут.
Возникает вполне обоснованный вопрос: куда же уходят те миллионы сомони, которые остаются от не выданной сдачи?
Ведь если посчитать численность пассажиров, перевезенных городскими маршрутками за весь 2015 год - а это более 117 млн человек, - и умножить это, допустим, на 20 дирамов в среднем, то выходит 23,4 млн сомони. По нынешнему курсу доллара это почти 3 млн долларов.
Нет закона - нет и нарушения!
НО, оказывается, ни водителей, ни продавцов никто не имеет права обязать выдавать сдачу в полном объеме, потому как ни в законах, ни в подзаконных актах это не прописано. Такого нет и в законе «О защите прав потребителей». И получается, что у того же продавца есть выбор, и он сам решает, как правильнее.
Юрист Союза потребителей Таджикистана Фаридун Шоинбеков говорит и о другой стороне вопроса.
«Мало того, что нарушается право выбора потребителя и насильно выдается сдача в виде жвачек, так это еще и укрывательство от налогов. Ведь тот товар, который выдается в виде сдачи, не указывается в чеке, а значит, проходит мимо кассы, без выплаты соответствующих налогов», - поясняет он.
Шоинбеков не исключает, что этот момент все-таки будет указан в законе «О правах потребителей», в который планируется внести изменения, возможно уже в этом году.
Пока же нам остается только звонить в Департамент государственной службы по надзору и регулированию в области транспорта города Душанбе (93 888-10-19, 235-89-75) и жаловаться на водителей.