На рынках Таджикистана продавцы терпят убытки в связи с ростом курса доллара. Однако повысить цены на свои товары не могут – не позволяет низкая покупательная способность населения.
По последним данным, приведенным на официальном сайте Национального банка республики, курс доллара США по отношению к сомони за 11 месяцев этого года повысился на 27% - с 5,3074 сомони (на 1 января) до 6,7340 (на 1 декабря). Реальная стоимость доллара сегодня варьируется в пределах 735–745 сомони за сто долларов.
Повышение курса доллара, налоги, пошлины на ввозимые товары, повышение стоимости аренды торговых площадок, недешевые ежедневные расходы на транспорт и еду и другие расходы, по сути, должны были вынудить предпринимателей повысить цены на реализуемые ими населению товары.
Однако сегодня ни один бизнесмен не может поднять цену на свои товары – на другой чаше весов находится пресловутая покупательная способность населения. Благодаря низкой ее отметке удается сдерживать цены на базарах, как на продукты питания, так и на промтовары.
Сегодня в торговых рядах самого большого вещевого рынка Душанбе «Корвон» покупателей меньше, даже чем это было месяцем раньше. Торговля идет вяло. Основной контингент покупателей – розничные продавцы, которые затовариваются на «Корвоне» и везут товары в регионы. Они не успевают продавать все, что возят отсюда, и возвращаются за новыми покупками с задержкой. Причина – малый спрос у населения.
Ахмад, продавец ковров, рассказывает, что сейчас вроде бы свадебный сезон и наш народ, особенно в кишлаках, по традиции на подарки в большом количестве скупает ковры и паласы.
- В этом месяце объем продаж упал почти наполовину. В основном пришли непостоянные клиенты – одиночные покупатели, а о тех, кто берет у нас ковры для дальнейшей реализации, ничего не слышно. Наверняка не могут продать товар в районах.
Сильно поредели и ряды покупателей тканей, занавесок, бижутерии, ювелирных изделий.
Рисолат, продающая ткани, была вынуждена объявить распродажу и большие скидки:
- Товар лежит и продается с трудом. Пришлось приостановить заказы на новый завоз. В основном мне товар поставляют из Китая и Турции. За последние дни, когда резко подорожал доллар, прибыли почти нет. А налоги, плату за аренду торгового места нужно вносить вовремя. Хотя руководство рынка идет нам навстречу, кое в чем уступают. Но все равно факт остается фактом – мало стали покупать. Например, сегодня «почин» сделала только после 10 часов. Раньше у меня торговля кипела в это время.
Шавкат, продавец обуви, спрос на которую никогда не пропадет, все равно терпит убытки:
- У меня, в отличие от продавцов ковров и тканей, торговля идет более-менее нормально. Думаю, зима на носу, и народ будет покупать обувь. Я сам везу товары из Китая. Проблемы с налогами и арендой почти не влияют на цены. Но мы очень много теряем из-за высокого курса доллара, плюс растаможка – дело не из дешевых. Цены мы не стали поднимать из-за того, что боимся потерять покупателя. Есть у нас залежалый товар, пока его реализуем по старым ценам.
На полках у Шавката полно зимних ботинок. Я выбрал пару и спросил о цене:
- 80, могу уступить.
Точно такие ботинки в Турсунзаде я видел за 130 сомони. Может, товары плохо продаются из-за того, что местные реализаторы прибавляют слишком много?
Продавцы с надеждой смотрят на меры, принимаемые правительством, которые направлены на поддержку сомони.
Как известно, Национальный банк Таджикистана объявил о введении в оборот 1 миллиона китайских юаней для снижения курсового давления на национальную валюту.
Ранее, в сентябре этого года, Нацбанк РТ и Народный банк Китая подписали соглашение по SWAP-операциям сроком на три года, в соответствии с которым китайская сторона предоставит Таджикистану 3 миллиарда юаней, что эквивалентно почти 500 миллионам долларов США, на поддержание курса сомони.
Продавец одежды по имени Мухтор приветствует эту меру, но пока осторожен в прогнозах:
- Если правительство, как мы слышали, пустит юани в оборот, это, скорее всего, пойдет на пользу. В Китае мы все равно обмениваем доллары на юани. Не лучше ли приобрести китайскую валюту здесь? Однако пока ничего не можем сказать, так как на практике мы еще не везли юани в Китай. Время покажет.
Реализаторы в регионах жалуются на то, что торговля совсем не идет.
- У народа нет денег. Часто спрашивают в кредит. Мы, в свою очередь, также берем у оптовиков «Корвона» товары в долг. Иногда получается, что деньги не можем вернуть вовремя. Поэтому сейчас предпочитаем не рисковать, мало возим и не приезжаем в Душанбе, пока не реализуем больше половины из завезенного.
Хуже обстоят дела у тех, кто взял кредит в банках для осуществления предпринимательской деятельности. Закупив товары в долларах, они вынуждены продавать их за сомони, курс которого очень нестабилен. В итоге многие не в состоянии погасить свои долги перед банком.
Одна из них Манзура из Курган-Тюбе. Она задолжала более 20 тыс. долларов. Если не будет благоприятной перспективы, то вынуждена будет продать свой дом. А цены на недвижимость, кстати, сегодня также упали.
Подобная ситуация сегодня практически на всех рынках страны – каждый из них переживает серьезный покупательский кризис. Поредел ряд оптовых покупателей на рынках «Султони Кабир», «Джал-Джам», «Фаровон».
Арбакеши громыхают пустыми тачками, из-за редких клиентов чуть не дерутся. На столбах и стенах развешены объявления о сдаче в аренду торговых площадок.
Эти базары, как зеркало, наглядно демонстрирует это положение.
Вселяет оптимизм то, что, несмотря на это, на рынках продавцы пока держат удар и не собираются закрывать свои ларьки. Может, юань снизит их издержки и торговля вновь расцветет?