На прошлой неделе в ходе презентации Регионального экономического обзора Международного валютного фонда (МВФ) представители Аппарата президента РТ заявили, что в 2014 году в Таджикистан поступило $1,4 миллиарда (!) за счет экспорта сухофруктов.
Эта цифра ошеломила всех, мы попытались разобраться в загадках отечественной статистики.
НА ПРЕЗЕНТАЦИИ представители финансового управления Аппарата президента РТ заявили о том, что иностранная валюта поступает в Таджикистан не только за счет денежных переводов, но и за счет экспорта сухофруктов. При этом сумма, которую Таджикистан якобы выручил за счет продажи кураги и кишмиша, по данным сотрудников Аппарата, составила $1,4 млрд. Учитывая тот факт, что, к примеру, в 2013 году весь огромный российский рынок сухофруктов составил $274,4 млн, эта цифра у многих вызвала большой скепсис.
С просьбой прокомментировать происхождение такой суммы мы обратились в Министерство экономического развития и торговли РТ, где не только узнали, откуда взялся этот миллиард, но и наткнулись на любопытный анализ, который составили сотрудники министерства.
Итак, сумма поступлений в размере $1,4 млрд в Таджикистан действительно есть, но, конечно, она появилась не только за счет продажи сухофруктов. Дело в том, что специалисты Минэкономразвития решили выяснить, какой объем средств реально поступает в Таджикистан за счет денежных переводов трудовых мигрантов из России, и пришли к мнению, что далеко не все деньги поступают в республику от них.
В настоящий момент в России, по официальным данным ФМС РФ, работает порядка одного миллиона граждан РТ, специалисты Минэкономразвития утверждают, что около 250 тысяч из них являются обладателями двойного гражданства – России и Таджикистана. Таким образом, их нельзя считать трудовыми мигрантами. Остается 750 тысяч. Учитывая то, что наши мигранты в месяц получают в среднем по $500 (до падения рубля), а в год имеют $6 тысяч, общая сумма, которую ежегодно зарабатывают эти 750 тысяч мигрантов, равна $4,5 млрд.
Как минимум половину этой суммы мигранты вынуждены потратить на территории России (питание, проживание, официальные и неофициальные выплаты и т.п.), остается порядка $2,25 миллиарда, которые и являются реальной - или близкой к реальной - суммой денежных переводов из РФ в РТ, совершенных именно таджикскими трудовыми мигрантами. При этом Национальный банк Таджикистана заявляет, что объем денежных переводов в страну в 2014 году составил $3,9 млрд (45% ВВП). Так вот специалисты Минэкономразвития настаивают, что не вся сумма, указанная Нацбанком, относится к заработку трудовых мигрантов. Вычитаем из суммы Нацбанка выведенную сумму Минэкономики – получается $1,65 млрд. Эта сумма поступает в Таджикистан в виде денежных переводов, но не от мигрантов, а, по мнению Минэкономразвития, от отечественных экспортеров сухофруктов, свежей плодоовощной продукции и прочего, в том числе и контрабандных товаров, вывозимых из Таджикистана в Россию. По сути, это бизнес-операции, но проходят они как переводы мигрантов. Чтобы выжить в условиях серьезной конкуренции на российском рынке, экспортеры таким образом экономят, т.к. денежные переводы трудовых мигрантов налогами не облагаются. Именно согласно этим расчетам появилась сумма в $1,4 млрд, которую озвучили в ходе презентации Регионального экономического обзора МВФ. Во всяком случае, по мнению Минэкономразвития.