Всемирный банк в своем новом Докладе подчеркивает «умеренное замедление темпов развития на фоне резкого снижения покупательной способности домохозяйств» в Таджикистане.
Последние экономические события
Экономика Таджикистана превзошла ожидания в течение первых шести месяцев 2015 года, несмотря на сложную внешнюю обстановку. По официальным данным, рост ВВП замедлился лишь умеренно с 6,7 процентов в первой половине 2014 года до 6,4 процентов в первой половине 2015 года, даже когда сократился объем денежных переводов из России, ослабился глобальный спрос и значительно снизились цены на ключевые экспортные товары страны, такие как алюминий и хлопок.
Внутренние факторы по-прежнему стимулировали рост, а строительный и промышленный секторы стали расширяться, так как фокус экономики сместился от потребления в сторону инвестиций. Профицит государственного бюджета достиг 1 процента от ВВП, а отношение внешнего государственного долга к ВВП снизилось до уровня ниже 20 процентов.
Резкое сокращение объемов денежных переводов ограничивает рост потребления на уровне домохозяйств и может поставить под угрозу устойчивость недавно достигнутых успехов в области сокращения бедности и обеспечения всеобщего благополучия. По данным Национального банка Таджикистана (НБТ), объем денежных переводов в долларовом выражении сократился на 32 процента в течение первых шести месяцев 2015 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.
Несмотря на то, что снижение было менее резким (около 18 процентов) в национальной валюте (сомони), потери доходов были гораздо значительнее, чем статистические данные о ВВП. Сокращение денежных переводов, создание недостаточного количества рабочих мест вне государственного сектора и рост цен замедляют темпы сокращения уровня бедности. Кроме того, недостаток адресных программ социальной помощи делает домохозяйства уязвимыми перед лицом экономических шоков и потрясений.
Экономическая и структурная политика
Правительство корректирует свой политический курс с учетом ухудшения внешних условий. Правительство сохраняет свою приверженность соблюдению финансовой дисциплины посредством установления приоритетов в области расходов и отсрочки менее срочных расходов, при этом обеспечивая защиту социальных расходов.
Однако задержка в пересмотре бюджета до ноября не только повысила риск возникновения бюджетной задолженности, но и создала неверные стимулы для налоговых органов, чтобы они могли оказывать чрезмерное давление на бизнес для достижения своих целевых показателей в области сбора налогов.
В течение первых шести месяцев 2015 года кредитно-денежная политика была адаптивной, а растущие темпы инфляции побудили НБТ защищать сомони посредством сочетания мероприятий и методов административного контроля, включая потолки на курсы валют, предлагаемые пунктами обмена иностранной валюты. Эта политика привела к истощению и без того скудного запаса валютных резервов страны, объема которых хватило лишь на один месяц импорта в начале июля.
НБТ недавно прекратил свои интервенции и постепенно позволяет унифицировать официальный обменный курс, как с наличным, так и с рыночным курсом. НБТ также активизирует усилия по восстановлению своих валютных резервов и улучшению системы управления ими.
Прогноз
Перспективы развития экономики страны в целом положительные, но текущие прогнозы подвержены риску существенной корректировки в негативном направлении.
Экономический спад в России — в сочетании с замедлением роста среди других основных торговых партнеров Таджикистана, включая Китай, Казахстан и Турцию — отрицательно сказывается на краткосрочных перспективах экономического развития страны.
После замедления темпов роста до оценочного уровня 4,2 процента в 2015 году в целом, предполагается, что рост ВВП постепенно будет восстанавливаться в среднесрочной перспективе, хотя он, как ожидается, останется ниже своего последнего исторического среднего показателя.
Ожидается, что дефицит текущего счета будет уменьшаться умеренными темпами, сократится с примерно 8 процентов от ВВП в 2014 году до уровня 6,3 процентов в 2015 году и впоследствии останется на уровне около 6 процентов.
Вероятно, что финансовые счета (за исключением внешне финансируемых государственных инвестиций) останутся в целом сбалансированными в ближайшем будущем. Однако неустойчивость внешнего счета, истощение валютных резервов, наличие условных обязательств, порожденных государственными предприятиями, и системные риски, связанные с уязвимостью, в банковском секторе все несут в себе значительные риски для макроэкономического развития Таджикистана в будущем.
Хотя ослабление роста ВВП замедляет темпы сокращения бедности, по-прежнему прогнозируется, что к 2017 году уровень бедности в стране снизится до уровня 27,3 процентов.
Поскольку внешние и внутренние факторы давления продолжают увеличиваться, устранение финансовых рисков и осуществление реформ в целях улучшения производительности, повышения конкурентоспособности и укрепления системы социальной защиты будут иметь решающее значение для поддержания роста и содействия дальнейшему прогрессу в деле сокращения бедности.