В работе Международного форума предпринимательства, который прошел 14 октября в Душанбе, приняли участие президент страны, руководители международных финансовых институтов, известные инвесторы и бизнесмены из многих стран мира. Среди участников был региональный менеджер по Центральной Азии Международной финансовой корпорации (IFC), входящей в группу Всемирного банка, Моаззам А. МЕКАН, который ответил на несколько вопросов «АП».
- Господин Мекан, ваше выступление на форуме следовало первым после речи президента. Говорит ли это об особом вкладе вашей организации в финансирование или развитие предпринимательства в Таджикистане?
- Вначале хочу отметить, что форум был проведен на высоком уровне, что говорит о том огромном значении, которое правительство Таджикистана придает развитию диалога с частным сектором.
Что касается нашей организации, то хочу отметить, что деятельность IFC осуществляется в рамках текущей стратегии странового партнёрства Группы Всемирного банка для Таджикистана на 2015–2018 гг., направленной на создание новой модели роста, в том числе частного предпринимательства. В течение последних десяти лет IFC использует свои финансовые и технические ресурсы для улучшения уровня благосостояния таджикского народа. IFC является одной из организаций Группы Всемирного банка и крупнейшим учреждением в области глобального развития, которое работает исключительно с частным сектором развивающихся стран. Наша деятельность направлена на работу с частным сектором, правительством и гражданским обществом в целях привнесения возможностей мирового опыта в Таджикистан благодаря консультативным услугам и инвестиционным проектам. Мы также выступаем за развитие партнерства между государством и частным сектором, и отдельной задачей также является расширение доступа к финансам для предприятий и населения.
Чтоб привести наглядный пример нашей работы, я хотел бы сказать пару слов о проекте «Памир Энерджи». Как вы знаете, одним из ограничивающих факторов открытия новых предприятий является дефицит электроэнергии. С целью развития электроэнергетического сектора и повышения доступа населения к электроэнергии мы профинансировали проект «Памир Энерджи», реализация которого дала хороший результат: в ГБАО практически нет дефицита электроэнергии. И мы хотели бы далее продолжить работу в этом направлении.
В настоящее время портфель наших вложений невелик, он составляет $75 млн, но следует отметить, что он постоянно увеличивается. За последние несколько лет IFC в несколько раз увеличила инвестиции и финансирование, оказала содействие в привлечении к финансированию третьих сторон. Эта тенденция сохранится, и я могу уверенно сказать, что в ближайшие годы рост инвестиций возможен.
– Планировалось ли Международной финансовой корпорацией достижение каких-либо целей или договоренностей или решение каких-то задач в ходе форума?
- Одним из основных направлений, которому мы уделяем особое внимание, является инвестиционный климат. Целью форума было расширение участия частного сектора и развитие предпринимательства и малого бизнеса. Это цели и задачи, которые ставят перед собой IFC и Группа Всемирного банка в целом.
Одним из путей достижения названных целей является улучшение инвестиционного и финансового климата. На форуме состоялась оживленная дискуссия по этой теме.
Совместно с другими донорами, такими как Министерство международного развития Великобритании (DFID) и Швейцарское правительство, мы продлили нашу Программу по улучшению инвестиционного климата еще на два с половиной года. Это сделано для того, чтобы улучшить бизнес-регулирование, решить налоговые вопросы, увеличить долю частного сектора в инфраструктуре,
В настоящее время Таджикистан сталкивается с рядом проблем, в частности с давлением на национальную валюту. Думаем, что ситуация со временем будет улучшаться, что важно для инвесторов, учитывая потенциал, имеющийся в вашей стране.
Мы работаем с коммерческими банками и микрофинансовыми организациями, для того чтобы улучшить доступ к кредитам для малого и среднего бизнеса, также работаем с банками, специализирующимися на кредитовании сельского хозяйства, с тем чтобы облегчить доступ к финансированию для фермеров. Также IFC оказывает консультативную помощь в области финансовой инфраструктуры; в частности, в последние годы Таджикистан достиг значительного прогресса в создании в стране системы обмена кредитной информацией, включая такой аспект, как создание частного кредитного бюро, что уже сегодня дает возможность снизить риски перекредитованности и кредитные риски в финансовых институтах.
В текущем году мы с рядом местных банков и микрофинансовых организаций запустили программу по повышению финансовой грамотности населения, чтобы люди лучше знали, как управлять своими денежными средствами.
В целом за последние несколько лет IFC в несколько раз увеличила объем взятых на себя перед республикой обязательств, и, естественно, мы планируем и далее работать в данной сфере.
- Насколько действенны рекомендации IFC правительству Таджикистана по экономической политике в период кризиса?
- IFC работает с правительством Таджикистана в течение многих лет, проводя работу по совершенствованию инвестиционного климата, включая налоговое администрирование. В результате Таджикистан улучшил свою позицию в международном рейтинге «Ведение бизнеса».
Достигнуты определенные успехи в повышении прозрачности и эффективности ведения бизнеса, улучшении налогообложения. Об этом говорил на форуме глава государства Э.Рахмон.
Но хотелось бы отметить, что необходима дальнейшая работа по улучшению налогового регулирования, увеличению доли частного сектора в промышленном комплексе Таджикистана, внедрению корпоративного управления компаниями. Результатом должно стать создание новых рабочих мест и увеличение доходов населения. Правительство привержено этим направлениям, и мы будем оказывать всевозможную помощь.
- Каковы рекомендации IFC для рядовых предпринимателей Таджикистана?
- IFC уже реализовала в Таджикистане успешные проекты, о которых я говорил выше, сюда же можно отнести пример с финансированием сельского хозяйства, выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции. IFC и далее продолжит работу с дехканскими хозяйствами, помогая повышать их потенциал и создавая для них возможность сделать свою деятельность более продуктивной и прибыльной.
Мы также помогли Таджикистану присоединиться к Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Известный как Конвенция об апостиле, это один из самых успешных договоров в мире о правовом сотрудничестве в области международного частного права. Конвенция вступит в силу в Таджикистане с 31 октября 2015 года, что сделает его 108-й Договаривающейся стороной Конвенции.
- Имеет ли возможность ваша организация внести свой вклад в снижение процентных ставок по кредитам либо получение льготных кредитов и технической помощи в нашей стране?
- В этом вопросе есть два аспекта: стоимость финансирования и его наличие.
Вы знаете, что в Таджикистане доступ к финансам ограничен, поскольку существующее число банков в РТ относительно числа жителей сравнительно невелико, соответственно, получить кредит не так просто. Поэтому людям, думающим об открытии своего бизнеса, получить средства для его реализации непросто.
Мы проводим значительную работу с местными банками с целью увеличения объема финансирования населения, помогая им просчитывать риски, что ведет в конечном счете к снижению процентных ставок. Но IFC не предоставляет субсидированное финансирование.
- Ваша оценка уровня развития предпринимательства в Таджикистане и потенциала развития в будущем.
– Таджикистан – фантастическая страна с замечательными людьми и огромным потенциалом, который соответствует мировому уровню. Здесь лучшие в мире фрукты и овощи, огромный гидропотенциал, множество полезных ископаемых. Многие ресурсы страны еще не используются в полной мере, но я уверен, что все это будет в ближайшем будущем.
Например, разрабатываемый проект нового закона «О горнорудной промышленности» облегчит инвестирование в добычу и переработку полезных ископаемых. Также есть большой потенциал в улучшении цепочки добавленной стоимости. В аграрной сфере необходимо улучшить доступ дехкан к рынку, уменьшить число посредников, чтобы производитель получал больше за выращенную продукцию.
Слабое место в Таджикистане – отсутствие логистики. Например, без современной инфраструктуры в сфере переработки фруктов, которая позволила бы хранить, перерабатывать и транспортировать фрукты, невозможно осуществлять торговлю. Между тем крупные ритейлеры требуют регулярных поставок, а их невозможно добиться без создания соответствующей инфраструктуры.
Но есть и положительные моменты: открываются новые рынки сбыта в Китае, Иране, России. Считаю, что решение вопроса заключается в должной организации процесса, вспомогательном информировании и наращивании усилий в этом направлении.
В заключение нашей беседы я хотел бы сказать: то, что мы услышали на пошедшем форуме, ярко продемонстрировало, что власти страны полны решимости развивать предпринимательство, поддерживать частный сектор и бизнес. IFC, в свою очередь, продолжит работу в Таджикистане для улучшения жизни людей, стимулирования экономического роста и поддержки предпринимательских инициатив.