Почему таджикские бизнесмены работают на благо Казахстана
30.04.2012, 17:39
Саломиддин Мирзорахматов - таджикский журналист и бизнесмен, 20 лет живущий и работающий в Казахстане, успешный сельхозпроизводитель и экспортер, приехав в Душанбе, ответил на вопросы «АП», почему таджики могут создавать преуспевающий бизнес с нуля в Казахстане и почему, процветая в Казахстане, они мечтают инвестировать в Таджикистан и работать на благо родины?
- Каковы ваши впечатления от реакции наших читателей на вашу заметку в нашей газете «Мы тоже могли бы инвестировать в экономику Таджикистана»? На какие мысли комментарии наших читателей вас натолкнули? Будете ли теперь инвестировать в Таджикистан или передумали?
- Я был удивлен такой реакцией читателей «АП». Были ироничные и даже саркастические оценки и высказывания. Меня назвали наивным патриотом и даже ребенком. От рядовой заметки я такого не ожидал.
- Как отреагировали ваши коллеги, таджикские бизнесмены, наши земляки в Казахстане на вашу статью и комментарии наших соотечественников здесь?
- Я всех обзвонил и порекомендовал сначала отклики прочесть. Они сказали, что я всех задел за живое, многие даже смеялись.
- Но они понимают, что это рискованно в сложившихся условиях инвестировать деньги в Таджикистан?
- Они прекрасно все понимают. Но и вы поймите. Если бы были благоприятные условия, как в Казахстане, они с радостью здесь бы вкладывали деньги. Но разве легко им? Все родственники здесь, братья и сестры здесь, туда они привезли своих жен и детей и устроили к себе на работу своих племянников, некоторых близких. Но это узкий круг, все равно люди тоскуют по родине, по своим родным. Большинство наших бизнесменов в Казахстане начинали, что говорится, с нуля. Они начали с завоевания доверия, как посредники и партнеры. Они показали, что они честные и порядочные люди, им можно доверять. Они встали на ноги, создали новые рабочие места, в Казахстане их ценят.
- А разве в Таджикистане нельзя сегодня честно работать и заработать самому и создать рабочие места?
- Мы же не в безвоздушном пространстве живем, читаем прессу, отчеты правительственных органов. Когда видный экономист пишет, что процентная ставка кредита в банке на пополнение оборотных средств составляет в Таджикистане 36 процентов, то диву даешься. Если человек берет 100 тысяч долларов, он через год должен отдать уже 136 тысяч! Значит, он должен, как минимум, еще 10 тысяч в год заработать, чтобы питаться, платить зарплату работникам? А ставки кредита на создание производства – 24 процента. Но это нереально. Ни одно производство за год при таких драконовских налогах не заработает и, не успев начать приносить прибыль, закроется.
- А в Казахстане по-другому?
- Там, к примеру, вы производитель и переработчик сельхозпродукции в одном лице. Вы получили неплохой урожай. По итогам года вы подсчитали, что ваши налоги составляют 200 тысяч долларов. А государство вам говорит: ты производишь сырье и на собственных предприятиях его перерабатываешь и экспортируешь готовую продукцию, поэтому 70 процентов твоих налогов я беру на себя. Из 200 тысяч долларов налога на прибыль вы платите только около 60-ти тысяч. Ваши налоги в размере 140 тысяч долларов субсидирует государство. Поэтому там заброшенные советские хозяйства выкупаются, создаются новые современные предприятия, новые рабочие места.
- За какой срок можно запустить, не в смысле угробить, а в смысле - завести «мотор» экономики, в том же сельском хозяйстве, при благоприятных условиях? Нужно 20-30 лет или больше?
- Где-то 5-6 лет назад Казахстан только импортировал растительное масло. И тогда правительство поставило задачу обеспечить своего потребителя собственным маслом и стать экспортером. И за 3-4 года эта задача была выполнена. Каким образом? Агропромышленному комплексу было объявлено: кто будет сеять масличные культуры, тот получит субсидию государства из расчета 40 долларов на гектар. Один наш соотечественник взял 5 тысяч гектаров и получил 200 тысяч долларов субсидии. Засеял все льном. На всю посевную кампанию, обработку семян, на трактора, ГСМ и зарплату он из своих собственных средств потратил не больше 10 тысяч долларов. Крестьяне и фермеры кинулись сразу сеять лен и подсолнух. Другие стали строить маслодельные предприятия. У наших соотечественников есть и маслобойные заводы. То есть, благодаря созданным условиям, за короткое время государство достигло поставленной цели. Сегодня Казахстан экспортирует растительное масло, в том числе, и в Таджикистан.
- Как в Казахстане удается убедить предпринимателей в том, что их не кинут, не обманут, не отнимут и т.д.?
- Важнейшим фактором здесь является фактор доверия общества и бизнеса к власти, уверенности в верховенстве закона. Я не идеализирую. Поверьте мне. Есть здесь и проблемы, и коррупционеры, бывают незаконные действия. Но любой предприниматель уверен, что, если он прав, он под защитой государства, он будет обжаловать, и если у него все честно и профессионально, он отстоит свою правду. Бухгалтеры в компаниях нашего уровня получают около полутора тысячи долларов и больше. На них не экономят. Зато предприниматель спокоен и знает, что у него все отчеты чисты, и он сможет себя защитить. А проверяющий, в свою очередь, знает, что если бизнесмен докажет незаконность и превышение полномочий, то проверяющему будет плохо. Поэтому беспредела нет. Бизнес-среда работает в правовом поле. Есть масса примеров, когда налоговые органы отказывают экспортерам в возврате НДС, а налогоплательщик – экспортер прав, и отказ необоснован. Но тогда суд в подавляющем числе случаев удовлетворяет иск предпринимателя, налоговый орган возвращает НДС экспортеру.
- Это какая-то даже не евразийская, а европейская модель. Ведь даже в России условия для ведения бизнеса хуже.
- В России хуже. Не будем говорить о бизнес-климате, но сама ставка НДС в России сегодня составляет 18 процентов. В Казахстане было 20 процентов, но в 1998 году. С 2003-2004-го года в Казахстане начали сокращать НДС по одному проценту. Если бы не мировой экономический кризис, сейчас НДС в Казахстане был бы, может быть, 10 процентов. Так или иначе, наши соотечественники в Казахстане являются обладателями огромной собственности. Ни один чиновник-коррупционер не посмеет покуситься на их собственность. Не только потому, что они стали заметны, что к одному из них приезжал президент Казахстана, разрезал ленточку, спросил: кто ты, откуда? Таджик? Молодец! Работай дальше! - и так далее. Нет, просто чиновники там понимают, что, мешая развиваться бизнесу, они тормозят и разрушают собственное государство.
- И все же, возвращаясь к тому, с чего начали. Какова вероятность, что наши соотечественники-предприниматели в Казахстане, России, Европе и так далее начнут инвестировать в экономику Таджикистана?
- Нужно еще помнить, что немалые внутренние резервы есть и у бизнеса в самом Таджикистане. Но эти деньги лежат мертвым грузом или не работают в республике. Ну, вот посмотрите, если страна в упадке, чтобы ее поднять, нужно провести эффективные экономические реформы и запустить «мотор» экономики. Через год-два-три нормальной работы экономики появятся средства для строительства жилья, дорог, предприятий. А в Таджикистане происходит наоборот. На международные гранты и займы строится элитное жилье. Но это же нонсенс! Если у тебя нет денег, и ты получаешь грант, кто будет покупать это жилье, откуда у тебя и покупателей деньги?
- Насколько вероятны или невероятны сегодня в Казахстане рейдерские захваты?
- Это уже пройденный этап, это осталось в истории, в 90-х годах. Сегодня крупный бизнес способен защитить себя по закону в суде, а мелкий и средний бизнес находятся под опекой президента. Существует сайт, за которым следят люди президента, куда может написать с жалобой любой предприниматель. На такие обращения идет оперативная реакция. Если жалоба подтвердится, чиновнику не сдобровать. Если к нашим соотечественникам не приходят и не требуют: «Продай свой бизнес», значит, и к другим не приходят. Там проверяющий приносит предписание и не имеет права ступить ни шага за предписание и предмет проверки.
А в Таджикистане, как я узнал, нет налоговой отчетности. Но если нет налоговой отчетности, как может работать Налоговый кодекс? Для чего он тогда нужен? Тогда любого можно задушить. Я не говорю, что в Казахстане нет проблем, но мы работаем там без страха. Там наши соотечественники создают рабочие места для земляков и для казахстанцев. Мы работаем на благо Казахстана и благодарны ему. Но, возвращаясь к нашей теме: если бы мы увидели, что в Таджикистане наконец-то поняли, что страну надо поднимать и создавать условия, для того чтобы бизнес и общество поверили государству, тогда мы были бы рады вкладываться в развитие нашей родной страны, чтобы Таджикистан был конкурентоспособен и не потерял суверенитета.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам
зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.