Мнение эксперта по Центральной Азии Александра Князева, которое он озвучил на страницах российского издания «Московские новости», вызвала недоумение у специалистов в Душанбе.
Бывший заместитель главы правительства Таджикской ССР, ныне заведующий кафедрой экономики Российско-Таджикского (славянского) университета Георгий Кошлаков считает, что строительство Рогунской ГЭС и в советский период, и сегодня выгодно, в первую очередь, низлежащим странам.
«Я не понимаю, сколько можно одно и то же объяснять скептикам. Безопасность доказывается научными исследованиями. Есть экспертиза, есть исследования сейсмологов, экологов. И тут нечего делать реверансы перед Узбекистаном. По поводу положительного эффекта от строительства Рогунской ГЭС, тоже ничего не надо доказывать. Результатом строительства будет круглогодичная возможность регулирования стока воды реки Вахш, что определяет абсолютное отсутствие каких бы то ни было кризисных явлений в орошаемом сельском хозяйстве. В низовьях получается гарантированное сельское хозяйство. Прежде всего, в этом должны быть заинтересованы наши нижние соседи», - отмечает Георгий Кошлаков.
Именно подача воды и ничто иное может быть предметом переговоров между Таджикистаном и Узбекистаном, считает таджикский эксперт Абдугани Мамадазимов.
«Только водоотпуск в два месяца, июль-август, когда идет вегетационный период для хлопка может стать предметом переговоров между двумя странами. И в этот период мы можем пойти навстречу нашим соседям, дать им столько воды, сколько им требуется. А остальное - это внутренняя проблема, какова будет высота плотины, куда мы будем продавать электричество», - говорит политолог.
Таджикские эксперты категорически не согласны с точкой зрения Князева о том, что Вахш является трансграничной рекой. «Вахш с большим трудом можно отнести к трансграничной реке. Он впадает в Пяндж до того, как появляется Амударья, и до того, как она начинает течь по узбекской территории», - говорит Георгий Кошлаков.
По его словам, по всем вопросам, касающимся строительства Рогуна, уже давно даны исчерпывающие ответы.
«На все вопросы и сомнения Ташкента даны великолепные ответы в статье Бахрома Сироджева, где он математически спокойно доказал, что ни одного кубометра сверх того, что сегодня потребляют наши западные соседи, не будет изыматься, что есть точные расчеты, согласно которым полное затопление Рогунского водохранилища в течение 17 лет не приносит никакого дефицита в водоснабжении ни южного Казахстана, ни Узбекистана, ни Туркмении», - уточняет Г.Кошлаков.
В свою очередь, Абдугани Мамадазимов считает настойчивое педалирование термина «трансграничные реки» в отношении Вахша «умышленным очковтирательством» или «некомпетентностью».
«Я не считаю господина Князева экспертом. Эксперт должен был бы знать, что Вахш впадает в Пяндж, и это тоже можно увидеть на карте. Поэтому очевидно, что Вахш не является трансграничной рекой, он является внутренней рекой Республики Таджикистан. И вообще, чем медленнее мы будем строить Рогунскую ГЭС, тем больше будет появляться таких «экспертов» и «доброжелателей», - убежден Мамадазимов.
Наибольшее недоумение у таджикских экспертов вызвал намек Александра Князева о заинтересованности Ташкента получать дивиденды за эксплуатацию Рогунской ГЭС. Георгий Кошлаков назвал это глупостью.
«Извините, с какого рожна вообще мы должны делиться с ними дивидендами? Они разве делятся с нами дивидендами за счет того, что добывают газ или нефть? Что это за глупость?! Мы будем получать с них деньги за регулировку, за переработку воды. Это во всем мире принято, платить за работу и переработку, за услуги. За воду, как таковую, мы ни копейки не берем. Мы готовы регулировать сток так, как им будет выгодно. В период вегетации будем спускать воды много, в другой период поменьше, чтобы не затоплять поля и так далее. По их заказу, но в пределах тех объемов, которые определены межреспубликанской конвенцией, подписанной еще в советское время, сколько кто должен брать воды из стока Амударьи», - сказал эксперт.
В своей заметке, опубликованной на сайте газеты «Московские новости», Александр Князев назвал строительство Рогунской ГЭС «преступлением перед соседями» и отметил, что споры вокруг строительства Рогуна закончатся, «когда Узбекистан будет, кроме уверенности в обеспечении безопасности и его потребности в определенном режиме подачи воды, заинтересован и в получении дивидендов от энергетической составляющей…».