Минфин планирует в 2014 году привлечь в бюджет страны дополнительно порядка двух миллиардов сомони. За счет чего придут эти средства и на что будут потрачены?
ОБЩИЙ объем государственного бюджета на 2014 год предусмотрен в объёме 13 млрд 901 млн сомони (28,7% ВВП), что на 1,8 млрд сомони, или же на 15,3%, больше по сравнению с бюджетом 2013 года.
Кроме госбюджета на 2014 год, Минфин предложил на рассмотрение парламента также прогнозные показатели на 2015–2016 годы, где бюджет предусмотрен в размере 15,3 млрд и 16,4 млрд сомони соответственно.
Как поясняют в Минфине, дополнительные 1 млрд 747,5 млн сомони поступят в госбюджет 2014 года за счёт текущих доходов и грантов для бюджетной поддержки. За счёт специальных средств бюджетных организаций поступит 113,1 млн сомони, за счёт государственных инвестиционных проектов - 98,3 млн.
Отмечается, что за счёт налоговых сборов в 2014 году поступит 6 млрд 924 млн сомони, что на 20,3% больше, чем в 2013 году. Доходы от таможенных пошлин в 2014 году, как планируется, составят 3,8 млрд сомони, что на 18,8% больше, чем предусмотрено в 2013 году.
Что касается расходной части бюджета, то, судя по указанным данным, она составит 14,1 млрд сомони, что на 1,9 млрд сомони, или 15,3%, больше по сравнению с 2013 годом (29,2% валового внутреннего продукта страны). Таким образом, дефицит бюджета запланирован в сумме 242,1 миллиона сомони.
Видимость и привыкание
УВЕЛИЧЕНИЕ доходной части бюджета за счет грантовых поступлений - это один из мифов экономического развития, уверен экономист Нур САФАРОВ. Он уверен, что грантовые средства создают видимость и привыкание к расходам, которые на самом деле страна не может себе позволить, в случае, когда их (грантовых средств) нет.
- Я бы с осторожностью относился к подобной практике, так как международные доноры не предоставляют подобные средства ежегодно, и, вполне возможно, правительство уже через год-два может столкнуться с другой проблемой – проблемой завышенных ожиданий. Надо рационально оценивать свои возможности и создавать потенциал экономики за счет внутренних ресурсов: создания благоприятных условий для ведения среднего и крупного бизнеса, привлечения внутренних и иностранных инвесторов, создания справедливых и предсказуемых условий как в области законодательства и регулирования, так и в области справедливой конкуренции, - говорит экономист.
Здесь очень важно понять: краткосрочные вливания в виде грантов не являются панацеей от экономических «болезней», - утверждает он, - а лишь заглушают возникающие проблемы, но не решают их в среднесрочной перспективе.
Аналитик Икбол НОРОВ обратил внимание на несколько аспектов госбюджета. Первое, на что он советует обратить внимание, – это его доходная часть, ведь, как ожидается, текущие доходы бюджета – налоговые поступления тут являются основными - могут расти незначительно: с 22,5% ВВП в этом году до 23% ВВП в 2016 году.
Поскольку основные доноры Таджикистана - Всемирный и Азиатский банки развития - предоставляют ресурсы на грантовой основе, экономист делает вывод, что налоговые поступления, скорее всего, останутся примерно на нынешнем уровне.
- Согласно проекту бюджета, ожидаемый рост налоговых поступлений в следующие три года в отношении к ВВП является незначительным. Например, ожидаемый рост текущих доходов к ВВП составляет 0,9 процентных пункта (23% к ВВП в 2016 году по сравнению с 22,1% в 2013 году). Поскольку текущие налоговые поступления наряду с налогами включают в себя и неналоговые доходы, эти поступления зависят от минимальной расчетной единицы, которая регулярно пересматривается в сторону увеличения. Следовательно, уместен вывод о том, что ожидаемый рост налоговых поступлений сравнительно незначителен в отношении к ВВП, рост которого прогнозируется на уровне 7,6% ежегодно. Раз новый Налоговый кодекс предусматривал заметное увеличение налоговой нагрузки – как минимум, на малый и средний бизнес, – то можно предположить, что налоговая база сравнительно сузилась. Отсюда вытекает, что проблема налогового администрирования до сих пор стоит ребром», - говорит Норов.
Также он отмечает, что остаются риски устойчивости исполнения доходной части. Основным источником налоговых поступлений остается налог на добавленную стоимость (НДС) - 42% от всех налоговых поступлений.
- Собираемость доходов продолжает зависеть от внешнеторговых операций. Например, в 2014 году на долю Таможенной службы приходится 34,5% всех текущих поступлений бюджета - это один из самых высоких уровней в Центрально-Азиатском регионе. Это указывает на то, что собираемость налогов и платежей в бюджет продолжит зависеть от внешних факторов, что не прибавит устойчивости собираемости налоговых поступлений в бюджет, - отмечает экономист.
Номинальный рост госдоходов не вызывает нареканий у экономиста Шухрата МИРЗОЕВА, однако реальный рост во многом зависит от внутреннего производства и торговых операций, говорит он. Поэтому если рост налоговых поступлений в следующем году ожидается на сумму более чем 1,3 млрд. сомони, что можно во многом объяснить инфляционными процессами, ввиду маловероятности резкого скачка внутреннего производства, то замедление темпов роста совокупных доходов при сохраняющемся росте ВВП в размере 7,6% в 2014 году можно объяснить разве что сокращением реального роста косвенных видов налогов и внешнего кредитования.
В соответствии с соглашениями с МВФ, Всемирным банком и согласно утверждённой макроэкономической рамке, дефицит государственного бюджета составит 0,5% от ВВП в 2014–2016 годах.
Цифры можно трактовать двояко
МИРЗОЕВ поясняет, что консервативность текущей бюджетной политики является крайне важным моментом, если брать во внимание давление на бюджет в долгосрочной перспективе со стороны нескольких ключевых факторов, включая демографию, инфляцию, съедающую большую часть номинального роста фонда оплаты труда и влияющую на выплаты по внешнему долгу, и рост капитальных расходов.
«Таким образом, вследствие ограниченности фискального пространства надо чётко понимать, что резкое и значительное увеличение какой-либо статьи расходов не представляется возможным. Министерство финансов ведёт политику последовательного и постепенного увеличения пенсий и оплаты труда работников государственных учреждений, а также минимальной заработной платы, с тем чтобы не вызвать резкий скачок цен и иметь возможность поддерживать этот же рост в последующие годы», - полагает экономист.
Рост фонда оплаты труда предусмотрен с 6,2% от ВВП в текущем году до 6,9% от ВВП к концу 2016 года, что представляет собой рост на более чем 1 млрд сомони в номинальном выражении за четыре года.
Большая часть роста приходится на рост текущих расходов - в частности, увеличение размера фонда оплаты труда в отрасли образования с 2,8% от ВВП в 2013 году до 3,4% от ВВП в 2016 году.
Однако результаты можно трактовать двояко, говорит он. Несмотря на вполне солидный рост денежных средств, предусмотренных на выплату зарплат работникам сферы образования, он частично может быть объяснён ростом количества работников сферы образования, нехватка которых по сей день сказывается на качестве предоставляемых образовательных услуг практически во всех регионах страны. «Таким образом, с ростом ассигнований на оплату труда не стоит ожидать пропорционального роста уровня окладов работников сферы образования».
Огромной проблемой, по мнению экономиста, является жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ), который по истечении 22 лет со дня обретения страной независимости не только не имеет своей собственной стратегии развития отрасли, но и серьёзно недофинансируется.
В частности, финансирование всей отрасли ЖКХ, по предварительным данным, составляет лишь 1,3% от ВВП в 2013 году, или всего по $22,1 млн на каждую из четырёх областей республики и город Душанбе.
В отрасль не поступают ни существенные вливания в рамках Программы госинвестиций, ни государственное кредитование, не аккумулируются специальные средства бюджетных организаций. «А к концу 2016 года бюджет отрасли будет сокращён уже до мизерных 0,9% от ВВП, и кто будет заниматься развитием отрасли и, самое главное, её финансированием, остаётся неясным», - отмечает он.
Мигрант как двигатель роста…
ЭКСПЕРТЫ полагают, что сегодня Таджикистану необходимо серьезное переосмысление государственной роли во многих областях. Возможно, правительству необходимо провести либерализацию и приватизацию некоторых секторов, где частный сектор может замещать государственные услуги и расходы и делать это намного эффективней и, возможно, даже дешевле и качественней, чем государство со своей сложной и запутанной бюрократической системой.
Хоть и сложно представить себе сегодня введение подобной практики, но всё же стоит над этим подумать на фоне прогнозируемого международными финансовыми институтами спада экономического роста Таджикистана.
В обновлении своего основного ежегодного экономического издания «Обзор развития Азии - 2013», выпущенного в начале октября этого года, Азиатский банк развития хоть и повысил прогноз роста ВВП Таджикистана в 2013 году с 6,5% до 7%, однако прогноз его роста на 2014 год сохраняется на уровне 6%.
В АБР отмечают, что подкрепляемые денежными переводами розничная торговля и сфера услуг остаются основными двигателями роста.