Она - член Общественной палаты по образованию в Москве и Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, председатель Совета региональной общественной организации «Таджикский культурный центр», которая в течение 15 лет пропагандирует культурные и исторические ценности таджикского народа и является флагманом культурных мероприятий в Москве.
Гостья VIPzone – известная общественница, поэт и переводчик, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской словесности Высшей школы экономики РФ Хуршеда ХАМРАКУЛОВА.
Об учебе
В 1969 году я закончила факультет русской филологии Самаркандского госуниверситета, который можно полноправно назвать филиалом филологического факультета МГУ. Здесь прошли подготовку и переподготовку почти все преподаватели факультета, где я сейчас работаю. После защиты дипломной мне предложили остаться на кафедре теории литературы и зарубежных литератур. Предложение лестное, но я немного струсила. Да и мечта у меня была другая: уехать в глухой кишлак, просвещать народ. Но заведующий кафедрой Роберт Петрович Шагинян и моя мама, у которой я попросила совета, переубедили меня. В итоге три года я проработала на кафедре. Читала лекции по литературе народов СССР и зарубежной литературе эпохи Возрождения и Просвещения, вела семинары, руководила курсовыми и дипломными работами, составляла программы курсов, писала статьи и рецензии. Словом, учеба, но только еще более интенсивная и напряженная, продолжалась.
О работе
В начале семидесятых мне предложили поступить в аспирантуру МГУ, и вот я, робкая, провинциальная барышня, в 25 лет оказалась в Москве. Честно говоря, я не собиралась надолго задерживаться здесь, но судьба распорядилась иначе. Вскоре вышла замуж за моего земляка – выпускника МГИМО, который по распределению Совета министров работал на Гостелерадио СССР. Когда у нас родился ребенок, нам, как молодым, перспективным специалистам, дали квартиру. А после защиты кандидатской диссертации заведующий кафедрой советской литературы сделал мне в буквальном смысле слова судьбоносное предложение – остаться работать в МГУ. Там я проработала два года, но когда руководитель кафедры попал в больницу, меня начали оттуда «выдавливать». Я ушла, так как поняла, что не смогу работать с людьми, продемонстрировавшими такую недоброжелательность.
Я не кляну судьбу за этот случай. Благодаря ему, я стала больше работать, сотрудничать с журналами, издательствами, занялась художественным переводом и вскоре была принята на должность старшего преподавателя в Литературный институт им. М. Горького, а несколько позже – старшим научным сотрудником в Государственную библиотеку СССР им. Ленина. К середине 90-х я уже опубликовала десятка полтора рассказов и три книги художественных переводов. Одна из них вышла в издательстве «Детская литература», другая, роман Сотима Улугзаде «Фирдоуси», – в издательстве «Советский писатель». Так что прав народ: «не бывает худа без добра».
Девяностые были трудным периодом для меня, да и для всей страны. Зарплаты не хватало. Я была в поисках другой работы, когда мне позвонили и предложили должность заместителя декана в молодом университете – в Высшей школе экономики. У меня не было никакого опыта в административном управлении, но я согласилась: решила попробовать себя на новом поприще. Надо сказать, что создавать правовой факультет пришлось почти с нуля. Я дневала и ночевала там, пока он не превратился в один из престижнейших факультетов.
О семье
МЕНЯ часто спрашивают, как сказалась моя активная общественная работа на моей семье. У меня всегда перед глазами пример моей мамы. Я до сих пор удивляюсь, как она умудрялась и работать, и в общественной жизни активно участвовать, и 14 детей воспитать! Мне до нее далеко! Конечно, совмещать дом, работу и общественную деятельность крайне тяжело. Если старшая дочь росла в более спокойное время, то младшая родилась уже в пору, когда надо было как-то выкручиваться в новой стране, приспособиться к новым реалиям жизни. Роксана иногда ставит мне в укор, что я проводила с ней мало времени, не уделяла ей должного внимания. Но тогда нельзя было иначе, если не хочешь попасть под колеса жизни. Да и факультет требовал от меня предельного напряжения. Я и сейчас продолжаю работать в том же темпе. Благо дети выросли: у старшей - своя семья, дети, младшая пока не замужем, но уже самостоятельная.
О Центре
Идея организовать Культурный центр возникла в середине 90-х, когда в Москву хлынул поток беженцев из Таджикистана. Люди бежали от хаоса, войны, смерти... В первую очередь им нужна была психологическая помощь. И вот в 1996 году группа представителей таджикской интеллигенции собралась в Киноцентре на Красной Пресне. Свое видение деятельности будущей организации изложило несколько человек. Моя программа пришлась по душе большинству, и я была избрана ее руководителем.
Мы зарегистрировали региональную общественную организацию «Таджикский культурный центр», начали работу. Предполагалось, что Центр будет оказывать не только психологическую, но и юридическую, а при необходимости даже финансовую помощь. Однако жизнь внесла свои коррективы: основными направлениями деятельности организации стала пропаганда таджикской культуры, удовлетворение этнокультурных потребностей таджиков и таджикистанцев, содействие формированию в столице атмосферы мира и межнационального согласия, взаимодействие культур. Не все намеченные цели и уставные задачи удается реализовать. Например, мы создали воскресную школу, которая проработала пусть и успешно, но лишь один год. Нет источников финансирования.
Национальные общественные объединения работают в основном при поддержке спонсоров и при финансовой помощи страны исхода. Мы такую помощь, увы, не получаем. Большая беда – отсутствие помещения. Центр работает шестнадцать лет, но помещения у нас до сих пор нет. В свое время Департамент образования Москвы предлагал нам помещение, которое нуждалось в капитальном ремонте. Я тогда обошла всех известных мне состоятельных сограждан, была и в посольстве, просила собраться всем миром и отремонтировать это помещение для Культурного центра. К сожалению, никто не откликнулся. Пришлось отказаться. Но отсутствие помещения не повод забросить работу Центра. Мне соотечественники оказали доверие, как я могу их обмануть? Кроме того, всё еще находятся добровольцы, готовые бескорыстно помогать в организации культурных мероприятий: выставок творческих вечеров наших поэтов, артистов, художников, кинорежиссёров, в проведении «круглых столов», национальных и межнациональных праздников. Одним из них можно назвать общегородской праздник Навруз, где я была руководителем рабочей группы, автором, сценаристом и режиссером мероприятия.
О гостеприимстве
Мне кажется, у меня достаточно хлебосольный дом: люблю принимать гостей и очень люблю готовить манты или самсу, которая тает во рту. Друзья утверждают, что у меня самый лучший плов в Москве. К сожалению, гостей с каждым годом все меньше и меньше. Нужно как минимум три раза выкроить время, чтобы принять гостей дома: сначала на покупку продуктов, потом на готовку, а уже потом на застолье, общение. С моим графиком это очень трудно. Легче встретиться где-нибудь в кафе за чашкой чая…