Более 80% незрячих и слабовидящих детей в Таджикистане фактически отстранены от учебного процесса. По оценкам Общественной организации слепых Душанбе, в стране проживают около 25 тысяч слепых детей. По данным министерства образования, лишь 500 из них учатся в специализированных учебных заведениях.
Получить среднее образование незрячему ребенку в Таджикистане сегодня сложно из-за финансовых трудностей и нехватки школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями. В общественной организации слепых Душанбе рассказали, что официально в Таджикистане зарегистрировано полторы тысячи детей-инвалидов по зрению.
«В горных районах страны нет филиалов нашей организации, специализированных учебных учреждений, поэтому дети не учатся, а мы ничего не знаем об их существовании. Возможно, кто-то из детей с большими трудностями посещает обычные школы. Нам не хватает книг по системе Брайля и специалистов по работе с инвалидами по зрению», - рассказывает председатель организации Холмахмад Тенгниев.
Всего в Таджикистане работают четыре школы для незрячих детей, в том числе одна начальная в Душанбе.
«Есть родители, которые считают, что слепому ребенку незачем получать образование. Дети остаются дома по разным причинам. В результате такие дети постоянно нуждаются в помощи, они зависимы. Государство выплачивает им пособия. Однако если бы власти вкладывали средства в их образование, то в будущем они, работая, могли бы самостоятельно обеспечивать себя, и еще выплачивать налоги государству», - подчеркивает Холмахмад Тенгниев.
Вдали от родных
Рухафзо Рауфи - ученица 8 класса старейшей в стране школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей в Гиссаре. Она учится читать по азбуке Брайля. Этот шрифт незрячие и слабовидящие дети читают при помощи пальцев. Таких книг в школе пока немного, и поэтому дети радуются, когда в интернат завозят новую партию учебной литературы.
«Я мечтаю стать певицей. Голос у меня сильный, говорят преподаватели. Учиться в музыкальной школе нет возможности, да и возить меня в город мама тоже не может. Приходится учиться самой. Кто-то ноты подсказывает, кто-то учит меня играть на пианино. У меня есть огромное желание учиться. Очень надеюсь, что и Бог поможет мне исполнить мою мечту», - говорит школьница.
Рухафзо живет неподалеку от своей школы и поэтому имеет возможность часто видеться с родными - в отличие от большинства других учеников, выходцев из дальних регионов. Обучение в школе бесплатное. Родителей просят лишь обеспечить детей школьной формой и детской одеждой.
«Многие из них домой уезжают только на каникулы. Семьи живут за сотни километров и, понятно, не имеют возможностей, в том числе финансовых, часто навещать ребенка. Условия преподаватели стараются создавать, но школьники очень скучают по родным», - рассказывает Хосият Кароматова, учитель труда республиканской школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей Гиссара. В школе-интернате для незрячих детей она работает более 13 лет.
Средняя зарплата провинциального преподавателя составляет примерно 70 долларов. Многие учителя живут недалеко от работы, что позволяет им экономить на дорожных расходах. Специалисты из города не соглашаются приезжать сюда на работу из-за невысоких окладов.
В последние годы проблемы текучки кадров решили за счет приема на работу незрячих специалистов из числа бывших выпускников самого учебного заведения.
«Наши выпускники хотят продолжить свое обучение, но удается это немногим. Также есть проблемы с трудоустройством. Большая часть предприятий для незрячих людей не работает. Однако есть и положительные примеры, когда мои ребята становятся профессиональными массажистами, певцами, мастерами по ремонту обуви, учителями. Необходимо создать им условия», - сказала директор республиканской школы-интерната для незрячих и слабовидящих детей Гиссара Сурае Солиева.
Старые советские кадры
В министерстве образования Таджикистана заявили, что в стране принята национальная концепция о внедрении инклюзивного образования, которая предполагает совместное обучение физически здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями.
Совместное обучение, по мнению специалистов, поможет воспитать в подрастающем поколении уважительное отношение к людям, имеющим физические проблемы. Кроме того, больше детям-инвалидам не придется расставаться с родными надолго.
«Это очень важно для родителей таких детей. Я не готова сейчас отпустить ребенка одного на улицу, например, чтобы самостоятельно перейти дорогу. Приходится каждый день возить его в школу из города в район, а это очень далеко и затратно для меня, матери-одиночки», - сказала Фазилат Абдумамадова, мама слабовидящего ребенка.
По словам женщины, нередко здоровые дети оскорбляют и унижают детей с физическими проблемами. «Наше общество пока еще не готово с уважением и достоинством относиться к людям с ограниченными физическими возможностями», - говорит она.
В министерстве образования не скрывают, что стране не хватает учительских кадров. Преподаватели уходят из школ из-за низкой зарплаты.
Основной костяк практически всех общеобразовательных заведений республики составляют старые советские кадры. Молодежь работать в школе отказывается.
«В педагогических вузах страны открыты факультеты и отделения, которые займутся подготовкой специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями. Мы призываем молодежь осваивать новые специальности», - поясняет представитель министерства образования страны Джалолиддин Амиров.
Забытые люди
Слепая от рождения Кудратой Сафарова одна воспитывает троих детей. Ее муж несколько лет назад умер на улице от переохлаждения.
«Мой муж стоял в переходе и просил милостыню. Так мы с ним последние несколько лет зарабатывали на жизнь и кормили детей. Тогда было очень холодно, а дома нет света зимой и поэтому еще холоднее. Все, что удавалось выпросить, приносили домой, чтобы детей накормить, а устроиться куда-то почти невозможно», - рассказывает женщина.
Хосият Кароматова работает учителем труда в школе-интернате для слабовидящих более 13 лет
В Советском Союзе власти широко практиковали совместное проживание инвалидов по зрению.
В Таджикистане слепых разместили в Гиссарском районе, недалеко от Душанбе. Им давали жилье, работу, зарплату и пособия, в два-три раза превышающие средний доход по стране. Для них построили школу, заложили реабилитационный центр. Инвалидов по зрению отправляли сюда со всей страны, многие ехали сами.
Когда развалился СССР, предприятие, на котором работали Кудратой Сафарова и ее муж, закрылось: продукцию, выпускаемую незрячими, стало невыгодно производить. Со временем китайские товары заполнили рынок, и о людях забыли.
«Мы мечтаем об образовании для детей и работе для себя. Пытаемся сейчас донести до властей предложения о том, чтобы в страну был запрещен ввоз товаров, которые могут создаваться слепыми. Нам катастрофически нужна работа, нам нужны средства. Мы нуждаемся в клубе для детей, ремонте своей библиотеки, в музыкальных классах, курсах по изучению иностранных языков», - напоминает председатель филиала общественной организации слепых в городе Гиссаре Бобишо Исматов.
Маленьких пенсий и пособий по инвалидности не хватает на жизнь. Деньги уходят на погашение коммунальных услуг и покупку только самого необходимого.
«Живется трудно. Приходится постоянно влезать в долги. Иногда люди из жалости помогают. Я привыкла к постоянному чувству голода, холода и стыда. Сейчас мне надо заправить газовый баллон, не знаю, у кого бы попросить денег», - говорит незрячая нищенка Шарофат.