В апреле Госдума России приняла в первом чтении законопроект, запрещающий выдавать разрешения на работу или патенты гастарбайтерам моложе 18 лет. Как это скажется на судьбах молодых таджикских мигрантов Кулябского региона, для которых работа в России – едва ли не единственный способ выжить?
Из-за трудовой миграции ученику одиннадцатого класса Фазлиддину Давлатову на целые полгода пришлось бросить учебу – семья голодала. Только после шести месяцев работы на чужбине, заработав немного денег, Фазлиддин вернулся и смог закончить учебу и даже поступить в университет.
Рамзиёр Латифзода, житель Восе, - единственный сын в небольшой семье, где кроме него живут сестра и мать. Раньше, когда у них не было своего дома и они жили у дяди, мать ездила на заработки в Россию, благодаря чему семья смогла приобрести земельный участок и перебраться в построенный своими руками дом. Но теперь Рамзиёру нужны деньги на свадьбу, из-за чего 17-летнему парню пришлось бросить учебу в 11-м классе и уехать в Москву, где он работает уже шестой месяц.
Для тех, у кого нет возможности поехать в Россию, остается искать работу на родине, что, конечно, является не самым приемлемым вариантом для молодых людей. Мурод Саидов, ученик 10-го класса средней общеобразовательной школы №27, сегодня является главой семьи: два года назад тяжелая болезнь забрала его отца. Теперь они с матерью и двумя сестрами остались одни. Соседи были готовы помочь Муроду – забрать его с собой в Россию, чтобы там у него была возможность хоть как-то прокормить свою небольшую семью. Для парня работа в России была бы настоящим счастьем, но у него не было ни паспорта, ни денег на билет… Семье Саидовых пришлось бы совсем худо, если бы Муроду не удалось найти заработок на летние каникулы – он будет лепить кирпичи и продавать их...
Все мысли - только о миграции
ЧТО толкает несовершеннолетних мигрантов в таком раннем возрасте отправляться в трудовую миграцию? Эксперты выделяют три основные причины. Первая – это семейные трудности, преимущественно финансовые. Чтобы как-то прожить, нужно зарабатывать. В противном случае остается попрошайничать или, хуже того, встать на криминальный путь. Причем найти заработок на родине, как в случае с Муродом, удается не всегда.
Именно в этом и заключается вторая причина - нехватка рабочих мест на родине, в Кулябском регионе в частности. Из-за этого родители иногда сами стараются отправить своих детей на заработки в другую страну. Альтернативой могут служить летние каникулы, когда старшеклассники могут подзаработать на столичных базарах.
Третья причина, по которой выпускники школ уезжают на заработки в Россию – это нежелание идти в армию. Хотя работа в России для молодых таджиков – не рай, особенно без знания русского языка и культуры чужой страны, для большинства убегать от российских милиционеров - все же лучшая альтернатива, чем от сотрудников родного военкомата.
По словам журналиста радио «Озоди» Мумина Ахмади, миграция сильно влияет на осмысление будущего нынешней молодежью. «Миграция в России до такой степени пропагандируется, что у наших школьников не остается желания искать работу на родине, - говорит журналист. – Сегодня можно даже говорить о том, что сами родители новорожденного ребенка уже думают о том, чтобы он вырос крепким и здоровым членом семьи. Ведь и ему в будущем предстоит также поехать на заработки в Россию. Кроме того, среди молодежи бытует мнение, что после окончания какого-либо таджикского вуза все равно не останется другого пути, кроме как трудовая миграция в Россию».
По словам Гаффора Одинаева, директора профессионально-технического лицея №16 Восейского района, в 2010/2011 учебном году из учебного заведения было исключено 43 ученика. Почти столько же - 44 человека – было исключено в 2011/2012 учебном году. «Большинство из исключенных ребят 16-17 лет из-за трудностей в семье были вынуждены уехать в трудовую миграцию», - говорит Г. Одинаев. Такая же ситуация и в ПТЛ №17 района Хамадони, где за последние два учебных года было исключено по 22 ученика.
«Только в период с января по май к нам обратились четыре ученика от 16 до 18 лет и их родители, - говорит Курбонали Хайров, директор ПТЛ Фархорского района. – Всех их объединяет одна проблема – из-за семейных трудностей они вынуждены взять академический отпуск или вовсе бросить школу ради трудовой миграции».
По словам главного экономиста РайОНО Восейского района Абдулвахида Афганова, в прошлом учебном году всего в средних общеобразовательных школах района 44 человека так и не получили среднее образование – большинство уехало в Россию.
К сожалению, нам не удалось узнать официальное количество 11-классников Кулябского региона, не закончивших школу в прошлом учебном году. По неофициальным данным, их больше 300… Но сколько бы их ни было, согласно новому российскому закону большинству из них, скорее всего, придется вернуться в Таджикистан, где до своего совершеннолетия они будут выживать теперь уже на родной земле.