"Я 32 года воспитывала детей в школах, направляла на правильный путь, но мои сыновья перечеркнули все мои заслуги".
Нурек один из туристических городов Таджикистана, неповторимая природа, целебная питьевая вода, и самое главное Нурекское водохранилище. Сюда ежегодно съезжаются тысячи туристов.
Но сегодня Нурек встретил нас не очень тепло. Люди напуганы, бегут от разговоров. Их привычную жизнь перевернул недавний теракт, устроенный их жителями.
Мансур, торговец фруктов на базаре говорит, что многие жители города стесняются того, что в нападении на туристов в Дангаре 29 июля участвовали нурекчане - братья Аслиддин и Джафариддин Юсуповы.
«Двое молодых людей, которые напали на туристов, были с нашего города. Поэтому жителям стыдно, что наши соседи совершили такой ужас», - говорит Мансур.
Люди, к которым мы подходили на улицах, боялись разговаривать на эту тему, ближайшие соседи говорили, что не знают эту семью, и не знали молодых людей…
Хусрав, молодой торговец местного рынка объяснил, что разговаривать на эту тему опасно.
"Был случай - две молодые девушки по дороге обсуждали этих парней между собой, кто-то услышал их разговор, а через полчаса их вызвали в правоохранительные органы и допрашивали. Поэтому все боятся", - говорит он.
$1 млн. за теракт
Нурек - небольшой город, слухи тут распространяются очень быстро.
Так, например, среди жителей Нурека ходят слухи, что за нападение на туристов братьям Юсуповым заплатили большие деньги.
«Говорят, они получили 1 миллион долларов за это», - говорит Мехрон.
29 июля, примерно в 15.30, на группу иностранных велотуристов был совершён наезд на территории джамоата Себистон Дангаринского района. В результате погибли четверо туристов: двое граждан США, один гражданин Голландии и один Швейцарии. Ещё два туриста получили ранения. Гражданин Франции, отставший от группы, не пострадал. В результате спецоперации были ликвидированы четыре человека, задержаны как минимум пять. Преступление совершили жители Пянджского района Хусейн Абдусамадов, Асомиддин Маджидов, Зафар Сафаров и жители города Нурек братья Юсуповы. 31 июля МВД Таджикистана распространило заявление о том, что к нападению причастны члены запрещённой Партии исламского возрождения. В этот же день ответственность за теракт взяла на себя группировка «Исламское государство».
Другой парень, Бахтиёр, признался, что знал Джафариддина, они учились в одной школе, но давно уже не выдел его.
«Я знал Джафариддина со школы. Он учился в лицее №3, в другом конце города, он хорошо разбирался в компьютерах», - говорит Бахтиёр.
На базаре, в мечети широко обсуждается вопрос похорон братьев Юсуповых. Почти никто не жалеет, что их похоронили без обязательного обряда джаноза, и все, с кем мы поговорили (казалось бы, близкие люди) сказали, что даже не пошли на похороны, там не было даже ближайшей родни.
«Мы не знаем, как их похоронили, может и без кафана. У них не было ничего святого в жизни, чтобы их хоронить достойно. Все говорят, что они заслужили такой смерти, и не только мы», - заявил имам-хатиб мечети, которая находится вблизи дома Юсуповых.
В дом к матери братьев Юсуповых Наботбегим нас провожали подозрительные соседские глаза. Говорить соседи с нами отказались, впрочем, мы уже отмечали выше, что они и вовсе делают вид, что такой семьи не существует.
«Теперь и его дети вырастут без отца»
Ещё до того как мы пришли к Наботбегим, на базаре нам рассказали, что якобы её уже арестовали и даже называли срок, который ей дадут – 12 лет строгого режима.
«Это за то, что якобы она все знала, и не сообщила правоохранительным органам», – говорили жители.
Однако мы нашли Наботбегим в своей квартире, которая находится недалеко от центрального рынка города.
Мать 21-летнего Джафариддина и 26-летнего Аслиддина, которые были ликвидированы правоохранительными органами, Наботбегим Юсупова сидит дома в горе, плачет без остановки и приглядывает за внуками.
«Вот дети Аслиддина, теперь и они вырастут без отца, бедные... Их мать тоже ведь сирота. И у Аслиддина отца не было. Когда я ещё не родила Джафариддина, их отец ушёл от нас, и женился в Вахдате. Пришлось одной растить детей», - начала она свой рассказ.
Мать до сих пор не верит, что её дети могли совершить «такой ужас». Она говорит, что они были воспитанными, и неплохо учились в школе, не были религиозными людьми.
«Кто-то их свёл с пути, их обманули. У меня сейчас будто вырвали сердце! Они были воспитанными, я даже не подозревала, что они собираются совершить что-то. Если бы я знала, сообщила правоохранительным органам. Хоть их бы и осудили, но у меня был бы шанс навестить сыновей. А сейчас…», - плачет мать.
По словам матери, они были трудолюбивыми, зарабатывали на жизнь как могли, но больших денег у них никогда не водилось.
«Аслиддин работал разнорабочим в новостройках Душанбе. После службы в армии я не пустила его в Россию. Когда у него не было работы, он подрабатывал грузчиком или что-то привозил из столицы и продавал на нашем базаре», - рассказывает Наботбегим.
«Джафариддин с девятого класса учился в лицее №30, города Душанбе. Учился на сварщика, программиста, шофера. После долгих поисков ему обещали работу в Рогуне водителем, но в результате на работу его так и не приняли», - вспоминает мать.
Наботбегим говорит, что она ни о чем не подозревала в ту ночь перед трагедией:
«Вечером Аслиддин сказал, что едет в Душанбе на работу. Я сказала, что езжай, но только завтра. Но он заявил, что завтра с утра уже надо начинать. Джафариддин сказал, что едет в Рогун на работу и уехал на машине. Раньше он не ездил на машине. Келин (жена Аслиддина) с внуками были у себя дома в Исфаре».
«Сыновья перечеркнули все мои заслуги»
Саму Наботбегим никто арестовывать не собирается, но вот работу она уже потеряла.
«Ранее СМИ сообщали, что её сняли с должности замдиректора средней школы №5, однако выяснилось, что в последние годы, с 2013-года, она работала учительницей начальных классов», - говорит Гулрухсор Файзалова, директор школы.
По словам начальника отдела образования города Нурек Алимурода Исмоилова, Наботбегим Юсупову никто не увольнял: «Она в настоящее время в отпуске, и все ещё считается учительницей школы»,- заявил он.
Сама Наботбегим неохотно говорит на эту тему:
«Я 32 года воспитывала детей в школах, направляла на правильный путь, но мои сыновья перечеркнули все мои заслуги. Мне пришлось бросить работу в школе. Теперь не знаю, как буду кормить внуков…».