«Не буду комментировать», «Я госслужащий, мне нельзя», «Оставьте меня в покое, зачем мне лишняя головная боль?», «Пожалуйста, спросите у других», «Напишите на имя руководства официальный запрос», «Получите разрешение у раиса» - это основные фразы представителей официальных структур во время обращения к ним журналистов.
Некоторые представители государственных структур, которые совсем недавно были открыты со СМИ, сейчас избегают журналистов. «Мое имя часто мелькает в журналистских материалах, я как белая ворона», - объяснил один из чиновников.
Экс-министр одной из сфер, профессионал своего дела, который не так давно был открытым и комментировал злободневные вопросы экономики, недавно заявил Радио Озоди: «Нам тоже стало сложно, говорят, не выставляйте себя напоказ. Так что лучше я воздержусь от комментариев».
С подобными ответами госслужащих сталкиваются в своей ежедневной деятельности и другие таджикские журналисты.
Абдурахмон Рахмонов, журналист агентства «Авеста», сказал 13 января, что доступ к информации становится изо дня в день все сложнее. На днях он вынужден был обратиться в государственную структуру для подтверждения одной информации, но его, по признанию журналиста, гоняли как футбольный мяч из одного отдела в другой.
«Я обзвонил шесть отделов. В конце концов, мой вопрос адресовали руководству. Потом сказали, что раис будет после обеда. Но на часах было уже 15 часов, когда мне заявили, чтобы я отправил официальный запрос», - сетует Абдурахмон Рахмонов.
Руководители независимых СМИ утверждают, что в последние годы получить информацию в государственных структурах стало весьма нелегким делом. Бывают такие ситуации, когда элементарно для подтверждения информации уходят недели, а в итоге вопрос журналиста остается без ответа. Среди представителей СМИ укоренилось мнение, что некоторые госслужащие, занимающие ответственные посты, не уверены в своей компетентности и поэтому избегают журналистов.
Хуршед Атовулло, главный редактор издания «Фараж», сказал в беседе с Радио Озоди: «Некоторые чиновники абсолютно некомпетентны в вопросах, в которых они должны разбираться, занимая тот или иной пост. Поэтому они и не хотят общаться с журналистами».
Он также отметил, что в пресс-центрах некоторых министерств и ведомств сидят случайные люди, которые не могут в полную силу исполнять свои обязанности. Вместо того, чтобы содействовать журналистам в организации интервью и бесед с первыми лицами министерства, они становятся настоящей препоной в этом. Дело доходит до того, что некоторые пресс-секретари государственных учреждений просят не указывать своего имени в том или ином комментарии.
По поручению президента Таджикистана, государственные структуры обязаны каждые полгода отчитываться перед СМИ. До этого пресс-конференции министерств и ведомств проводились раз в квартал, такие встречи были хорошей возможностью для журналистов задать свой вопрос напрямую руководству.
Однако, утверждают журналисты, в последнее время такие пресс-конференции проходят с участием заместителей министров, которые в течение всего отведенного времени лишь отчитываются о своих достижениях, а на злободневные вопросы уделяют всего около 10 минут.