Как все знают, реформирование аграрного сектора экономики Таджикистана было начато в 1996 году. Вместо упраздняемых колхозов и совхозов с крупными земельными наделами начали образовываться многочисленные мелкие дехканские (фермерские) хозяйства. Орошаемые земли начали раздроблять на мелкие участки. Создание дехканских хозяйств и их участие в эксплуатации системой ирригации стало рассматриваться правительством РТ как альтернативная плановой экономике мера политики. С середины 2000 года, подход к эксплуатации системами ирригации на основе участия сельхозпроизводителей был взят на вооружение и в Таджикистане начали создаваться Ассоциации водопользователей (АВП) – организованная группа лиц, применяющие орошение, которые в той или иной степени вовлечены в управление ирригационной системой.
К тому моменту было доказано, что АВП положительно влияют на показатели работы оросительных систем во многих странах и регионах. И мы надеялись на то, что эти организационные преобразования и у нас будут содействовать улучшению работы ирригационных систем.
С тех пор, в стране создано порядка 400 АВП. Размеры одного АВП слишком велики и охватывают от 400 га до 3,0 тыс. га, и включают от 150 до 1300 членов-фермеров. Основной движущей силой организации АВП явилась отсутствие ухода за состоянием внутрихозяйственной ирригационной сети. Создание этих организаций было не самоцелью, а было обнадеживающим средством, позволяющим улучшит качество ирригации. Задачи организации включали не только государственные цели, но касались также целей, которые преследуют дехкане.
Процесс создания, укрепления и расширения функций АВП при финансовой поддержке партнеров по развитию будут продолжены и в последующие годы. На эти цели, программой реформы водного сектора Таджикистана на период 2016-2025 годы предусмотрена сумма в объеме 86,9 млн. сомони из них 86,6 млн. сомони ожидаемый вклад партнеров по развитию. Будут рассмотрены задачи по передачи управления ирригационной сетью третьего порядка в руки АВП.
Деятельность созданных АВП зависят от поставок воды из основной системы (магистрального, межхозяйственного каналов), которая управляется государственной организацией – Агентством мелиорации и ирригации при Правительстве РТ (АМИ РТ).
АВП была, возложена задача эффективной эксплуатации самого нижнего уровня ирригационной системы то есть, хозяйственных и внутрихозяйственных распределительных каналов (распределителей) различных порядков которые непосредственно подают воду к полям севооборота или поливным участкам дехканских хозяйств. Ранее, в советский период эту задачу выполняли гидроотделы совхозов и ирригационные секторы колхозов.
Основное различие между АВП и гидроотделами/ирригационными секторами совхозов, колхозов заключается в процессе выбора и в отчетности руководства и технических работников. В АВП руководство и работники обычно отчитываются пред членами ассоциаций, т.е. перед фермерами, а штатные работники колхозов, совхозов подчинялись вышестоящим руководителям. В Таджикистане в некоторых случаях отсутствует даже такое различие. В особенности это наблюдается там, где государственные организации или местные власти могут негласно назначать (рекомендовать) руководителей АВП. В дальнейшем этого допускать нельзя. Глава АВП должен свободно избираться членами.
К глубокому сожалению, преобразования пока не дали ощутимых положительных результатов. Из общего количества АВП, около 150 из них не функционируют должным образом, не добиваются успеха, нет стимулов. Плата за ирригацию, и качество оказываемых услуг остаются низкими. Нет ощутимых выгод в виде повышения урожайности, интенсификации возделывания культур и роста доходов дехканских хозяйств. Государственные расходы не сократились. Не возросла эффективность водоподачи, то есть, не уменьшились потери воды.
Эффективность подачи воды потребителям – один из часто используемых критериев, с помощью которого оценивают успешность работы ирригационных систем, действующих на основе принципа участия фермеров через АВП. Обо всем этом хорошо изложено в недавно опубликованном отчете Всемирного банка по теме: «Цена ирригационной неэффективности в Таджикистане».
Некоторые ассоциации по причине шаблонного подхода к их организации так и не приспособились к местным условиям, терпели крах, и пришли к банкротству в самые первые годы своего существования и распадались. В некоторых случаях АВП были созданы там, где предложение воды не ограничено. Когда предложение воды не ограничено, для дехканских хозяйств существует мало причин объединения в организации АВП, потому что необходимая вода у них есть. В таком случае фермеров нельзя вынуждать принимать участие в эксплуатации ирригационных сетей через АВП.
Даже АВП создавались, там, где ирригационная вода была более редкой. Естественно, по мере того как вода становится еще более редкой, даже прекрасно скоординированные действия и инвестиции не могут, решит проблему дефицита воды и, таким образом, выгоды от организации АВП становятся меньше.
Видимо, вероятность успеха зависит не только от внутренней системы организаций, но также от воздействия внешних сил и от соответствия организационной структурой и условиями, в которых эти организации действуют. Следовательно, территории, где ограниченность воды выражена в меньшей степени, имеют большую отдачу для организации АВП. Словом, усилия организации АВП проявятся в наиболее непосредственной форме и скорее всего, если эти организации сосредоточены в областях умеренного дефицита воды. В будущем при организации АВП на это следует обратить особое внимание.
Управление основной системой со стороны АМИ играет главную роль в определении степени дефицита воды. Даже если обеспеченность водой на единицу площади в целом достаточная, плохое управление ею ведет к избытку воды в одних территориях в одни периоды времени и недостатку — в других. Таким образом, плохое управление основной системой снижает заинтересованность в деятельности АВП, потому что некоторые группы фермеров имеют избыток воды и, следовательно, не имеют необходимости в организации АВП, другие рассматривают ситуацию как безнадежную, если только организованные действия фермеров не ведут к четкому и явному улучшению распределения в основной системе.
Действующие же Ассоциации водопользователей на данный момент не доказали, что они могут эффективно использовать и эксплуатировать (не говоря об управлении) даже внутрихозяйственные ирригационные системы. Поэтому не имеется достаточных примеров улучшения качества орошения, продуктивности сельского хозяйства, финансирования систем, а также положительного воздействия на окружающую среду. Боюсь, что они оказались не самым эффективным способом совершенствования работы оросительных систем.
Вопреки законодательству, эти общественные организации чувствуют себя как подконтрольной структурой АМИ, а не как партнеры по совместной работе.
У нас, обычно ошибочно некоторые ставят АВП в подчиненное положение исполнителя по отношению к Агентству. Поэтому, вся их работа пока в основном сводится к сбору платежей за воду — за услуги АМИ по подаче ирригационной воды.
АВП, созданные несколько лет тому назад, но не работающие сегодня, скорее всего, останутся организациями только по названию, если далее не предпринимать каких-либо решительных действий (либо изнутри, либо извне) по их реанимации. Наиважнейшим внешним действием является поддержание благоприятной правовой среды для АВП. Политика поддержки и правовое обеспечение чрезвычайно важны для обеспечения долгосрочной устойчивости АВП. У государства есть существенная постоянная роль в этом. Государственная помощь АВП и создание более благоприятной среды необходимо рассматривать как постоянный процесс, а не одноразовое мероприятие.
Правовая основа, которая способствует решению задач, является чрезвычайно важным обстоятельством для предоставления АВП возможности эффективно строить отношения с АМИ. С другой стороны, повышение отчетности Агентства перед пользователями путем информирования общественности о планах и программах развития орошения, является серьезным стимулом для агентств в развитии их отношений с АВП.
Правовая основа должна быть достаточно гибкой, чтобы позволить членам организаций адаптироваться к местным условиям. Она должна уравновешивать права и обязанности АВП для обеспечения достаточных стимулов участия АВП для их членов. Любое регулирование, влияющее на АВП, должно обеспечивать возможность поддержки, а не подавления деятельности АВП. А это требует в свою очередь возможность соблюдения равновесия между требованиями (или ответственностью) и правами организации.
Четкое определение прав управления АВП физической инфраструктурой оросительных систем может в будущем оказаться мощным средством укрепления организаций и потому должна заслуживать самого пристального внимания, в частности в рамках будущей программы передачи управления, ответственности и издержек по управлению оросительными системами при передаче их от государства пользователям.
Думаем, что эти положения будут закреплены в нормах разрабатываемого в настоящее время проекта Закона РТ «О мелиорации и ирригации», и будут учтены при внесении изменений и дополнений в Закон РТ «Об ассоциациях водопользователей».
Камолидин Сирожидинов, инженер