Власти Таджикистана нанесли серьезный удар по профессии юриста путем политической манипуляции системы уголовного правосудия и репрессивного законодательства, заявила международная организация Amnesty International накануне Дня адвоката.
Согласно опубликованному 24 мая заявлению Amnesty International, правительство продолжает тактику запугивания адвокатов, заставляя их замолчать и наказывая за осуществление ими своей законной профессиональной обязанности. За прошлые два года число адвокатов, получивших разрешние на работу, сократилось больше чем на половину, сообщают правозащитники.
В стране, где основные свободы дышат на ладан, где критики правительства брошены в тюрьмы и независимые СМИ вынуждены прекратить свою деятельность, адвокаты, особенно адвокаты по правам человека, играют существенную роль в защите тех, чьи права ущемляются властями, говорит Денис Кривошеев, заместитель директора Европы и Средней Азии в Amnesty International.
По его словам, правительство Таджикистана начало нападение на адвокатов, сократив их количество и ограничив их независимости. А те, кто несмотря на репрессии, продолжали свою профессиональную обязанность, были брошены в тюрьму.
В Таджикистане с 2016 года вступили в силу поправки в закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», согласно которым адвокаты должны сдать квалификационные экзамены в Минюсте и получить лицензию на осуществление адвокатской деятельности. За это время число адвокатов в Таджикистана сократилось с 1200 до 600 человек.
Адвокаты, защищавших обвиняемых в «экстремизме», столкнулись с преследованиями со стороны государства, некоторые были арестованы и получили длительные тюремные сроки. Силы безопасности и местные власти преследуют и запугивают и членов семьи адвокатов, пишут правозащитники Amnesty International. После закрытого судебного слушания адвокаты Бузургмехр Ёров и Нуриддин Махкамов, которые представляли интересы членов запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана, были приговорены в октябре 2016 года к 21 и 23 годам тюрьмы соответственно по ряду обвинений, в том числе по обвинениям в экстремизме. В середине марта 2017 года Ёров получил дополнительный срок в 2 года по обвинению в неуважении к суду во время первого слушания по его делу, когда он процитировал таджикско-персидского поэта ХI века. Правозащитники обеспокоены тем, что «приговоры были вынесены адвокатам в отместку за их профессиональную деятельность».
До недавнего времени адвокатом Бузургмехра Ёрова была Муаззамахон Кодирова, которая из-за давления и угроз сначала вынуждена была отказаться от защиты своего коллеги, а потом покинуть Таджикистана, говорится в заявлении.
“Эти случаи свидетельствует о рисках, с которыми сталкиваются адвокаты в Таджикистане", заявил Денис Кривошеев.
Amnesty International обратилась к властям Таджикистана с просьбой освободить всех осужденных адвокатов из тюрем, где они могут быть подвергнуты пыткам, и пересмотреть закон об адвокатуре, из-за поправок к которому за прошедшие два года больше чем половина таджикских адвокатов были лишены возможности осуществить свои профессиональные обязанности.