Военный суд душанбинского гарнизона приговорил к 9 годам лишения свободы офицера пограничных войск Ёрибека Саидова за смерть рядового Джахонгира Курбонова.
Приговор Ёрибек Саидову был оглашен 28 марта в здании Верховного суда Таджикистана. Офицера обвинили по статье «превышение служебных полномочий». Ранее прокуратура, обвинив его в «вымогательстве" и «нарушение равноправия граждан» просила суд приговорить его к 14 годам лишения свободы.
По словам правозащитников, гибель солдата погранвойск Джахонгира Курбонова показала, что «дедовщина» остается одной из главных бед таджикской армии.
Ёрибек Саидов в своем последнем слове 28 марта сказал, «примет любое решение суда" Но приговор не удовлетворил защиту, представители которой сообщили, что подадут жалобу на судебный вердикт. Дилшод Джураев, представитель организации «Офис гражданских свобод», защищающий интересы родителей Джахонгира Курбонова, считает приговор мягким. «Его должны были приговорить по примечанию 1 статьи 143 Уголовного кодекса. В установленные законодательством сроки мы намерены подать кассационную жалобу в Военную коллегию Верховного суда Таджикистана».
Родители Джахонгира Курбонова также заявили, они не согласны с самим утверждением суда о том, что их сын совершил самоубийство. Они уверены, что их сын был «убит».
Джурабек Курбонов, отец Джахонгира Курбонова сказал Радио Озоди, что его сына задушили проводкой. "Его руки были исцарапаны, а на одежде была высохшая трава. Никто не видел его повешенным, и никто даже не снял это на видео», говорит он.
Вердиктом суда не согласна и другая сторона. Сангин Саидджонова, мать Ёрибека Саидова считает, что «его сына оклеветали».
Ранее прокуратура заявила, что 9 сентября 2016 года во время дежурства Джахонгира Курбонова и его сослуживца Мехроджиддина Бехзода в войсковой части 2747 города Душанбе пропал электрический нагреватель. Лейтенант Ёрибек Саидов нецензурными словами оскорбил солдат, а на следующий день Джахонгир Курбонов якобы повесился в амбаре для дров войсковой части.
Правозащитная организация «Офис гражданских свобод в Таджикистане» со ссылкой на материалы уголовного дела писала, что Саидов «самовольно взял на себя функции следователя и обвинил двоих солдат в хищении электрического нагревателя. И потребовал от них возместить стоимость нанесенного ущерба». Якобы офицер пригрозил, что обоих солдат «подвергнет унижениям» на глазах сослуживцев.
«Офис гражданских свобод»с 2014 года зафиксировал как минимум 8 случаев смерти в рядах таджикской армии.