Махмадали Ватанзода – помощник и официальный представитель президента Таджикистана в парламенте сказал, что никто не имеет права без законного основания входить в жилище гражданина.
Он сказал 19 октября, что согласно поправкам в закон «Об органах национальной безопасности», только сотрудникам этой структуры разрешается в исключительных случаях, а таковым может быть антитеррористическая операция, без разрешения суда проникать ив жилище граждан.
Помощник главы государства отметил, что после рассмотрения этого вопроса в Совете нижней палаты парламента в некоторых СМИ появилась искаженная информация о том, что отныне сотрудники ГКНБ получили право без разрешения входить в дома граждан. «Это в корне неверно. Принцип Конституции о неприкосновенности жилища граждан никто не отменял», - сказал Ватанзода.
Парламент Таджикистан 19 октября утвердил изменения и дополнения в закон страны «Об органах национальной безопасности Таджикистана».
Председатель Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана Саймуъмин Ятимов 19-го октября, представляя законопроект на сессии парламента обосновал необходимость поправок с тем, что «террористы действуют тайно и сотрудники силовых структур также вынуждены скрытно использовать силу и оружие».
По его словам, «согласно этим изменениям сотрудники ГКНБ в исключительных случаях, когда нет времени на получение ордера суда, получат право входить в жилища жителей, где скрываются террористы, преступники или содержатся заложники».
Глава ГКНБ сказал, «хотя в законодательстве Таджикистана и предусмотрена неприкосновенность жилища граждан, но когда речь идет о непосредственной угрозе совершения террористических актов, с целью защиты жизни населения сотрудники безопасности имеют право без согласия жителей и судебного ордера входить в дома граждан».
Председатель Маджлиси Намояндагон Шукурджон Зухуров спросил, будет ли возмещен ущерб, если в доме гражданина, куда ворвутся спецслужбы, окажутся невиновные люди?. Махмадали Ватанзода, помощник президента страны, сказал, что «согласно законодательству Таджикистана власти компенсируют ущерб».
Парламент Таджикистана также внес изменения в Уголовный кодекс, которые касаются ответственности за измену родине. Первый заместитель генерального прокурора Таджикистана Хотам Назарзода, представляя законопроект, предложенный правительством, сказал, «эти изменения подготовлены по согласованию с Государственным комитетом национальной безопасности и Агентством по госфинконтролю и борьбе с коррупцией».
Комментируя предложенные изменения, он сказал, «если государственный чиновник или военнослужащий, используя служебное положение, посредством СМИ и Интернета станет оправдывать террористические и экстремистские идеи, он будет подвергнут наказанию».
Ранее сообщалось, что правительство намерено ужесточить наказание за государственную измену. Предложенные изменения в Уголовном кодексе предусматривают для изменников родине пожизненное наказание или 25 лет лишения свободы с конфискацией имущества. В настоящее время за такие преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 12 до 20 лет.
В нижней палате таджикского парламента ранее сообщили Радио Озоди, что словосочетание «измена государству или родине» часто используется в государственных СМИ. Стоит задать в Гугл-поисковике термин «измена родине» и появляется более 250 тысяч материалов. В них термин «измена родине» трактуется по-разному. Если в некоторых материалах подразумевается вовлечение молодежи в ряды группировки «Исламское государство», то в других говорится о правительственной оппозиции, агентурной деятельности, проведении акций протеста за пределами страны и даже присвоение денег за оплату на электричество.
В настоящее время в статье 305 (Измена государству) Уголовного кодекса под понятием измена родине подразумевается шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности, обороноспособности или внешней безопасности Республики Таджикистан, со стороны гражданина РТ, и наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет с конфискацией имущества. Эта статья предусматривает, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба и если в его действиях не содержится иного состава преступления».
В истории очень часто использовался термин "измена родине". В советские годы под этим понятием использовался и термин «враг народа». По данным историков, некоторые таджикские просветители стали жертвой именно такого обвинения.
Несколько лет назад в Таджикистане по обвинению в измене родине был приговорен бывший глава Антинаркотического ведомства Гаффор Мирзоев.
В последние два года власти обвинили бывшего командира ОМОН МВД Таджикистана Гулмурода Халимова и экс-заместителя министра обороны страны Абдухалима Назарзода в измене родине. Первый все еще воюет в рядах «Исламского государства» за пределами страны, а второй в прошлом году был убит в ходе операции по его задержанию.