Учитывая сегодняшнюю ситуацию в соседнем Узбекистане, освобожденным в Таджикистане из заключения узбекским гражданам на родине грозит повторный срок, считает таджикский адвокат Файзинисо Вохидова.
«Я думаю, что режим в соседнем государстве способен на все. Во-вторых, раз они отбывали наказание в Таджикистане, к ним будет особое внимание со стороны Службы национальной безопасности, не исключено, что их будут обвинять в передаче таджикским властям какой-либо информации», - заявила в интервью «АП» адвокат.
Напомним, радио «Озоди» сообщило, что трое узбекских заключенных, отбывших сроки наказания в Таджикистане, просят таджикские власти не отправлять их на родину.
По словам двух осужденных, восемь лет назад они были отправлены за решетку за незаконный переход госграницы, а в случае их высылки в Узбекистан в связи с окончанием срока заключения они могут быть подвергнуты там пыткам и повторному наказанию.
Шерзод Курбонов и Нормахмад Аджабов, жители Кашкадарьинской области Узбекистана, отбывающие наказание в исправительной колонии №3/4 в Душанбе, также направили свою просьбу в душанбинский офис ООН и правозащитные организации.
Шерзод Курбонов связался 27 сентября с радио «Озоди» и сообщил, что их сроки заключения подошли к концу три дня назад, но они останутся в колонии до того момента, пока не будут готовы их документы для отправки в Узбекистан. По его словам, в 2009 году он с детьми, женой и Нормахмадом намеревались совершить пеший хадж к святыням Ислама, но были задержаны в ГБАО во время перехода таджикско-афганской границы и в дальнейшем осуждены.
«Правоохранительные органы тогда отправили мою жену и двух сыновей в Узбекистан», - сказал Шерзод.
Сотрудник Главного управления по исполнению уголовных наказаний Минюста РТ сообщил, что двое заключенных, о которых идет речь, были задержаны по обвинению в членстве в запрещенном в Таджикистане «Исламском движении Узбекистана», и именно поэтому они боятся высылки на родину.
Между тем, в душанбинский офис Управления Верховного комиссара по правам человека ООН с аналогичной просьбой обратился еще один узбекский заключенный - Уткир Эшанкулов, осужденный за членство в ИДУ. Он также просит после своего освобождения из мест лишения свободы не отправлять его в Узбекистан из-за риска быть подвергнутым пыткам.
Однако, как отмечает адвокат Вохидова, согласно нормам международного права в области защиты прав политзаключённых, если они обратились в УВКБ ООН, таджикские органы не имеют право их отправить на родину. «В таких случаях необходимо после освобождения из места заключения передать данных лиц в распоряжения УВКБ ООН, где им должны обеспечить безопасность и предоставить жилье до принятия решения по их обращению», - отмечает адвокат.
Между тем, ранее с такой же просьбой к властям других странах обращались граждане Таджикистана. Они готовы были остаться в заключении, лишь бы не возвращаться в Таджикистан. Последний узник американской тюрьмы Гуантанамо, гражданин Таджикистана Умар Абдуллоев согласился еще на семь лет остаться в этой тюрьме взамен, чтобы его не экстрадировали на родину.
В феврале текущего года издание Washington Post сообщило, что дети Домулло Амриддина, основателя террористической организации «Джамаат ансаруллах» Джамолиддин и Абдулфаттох предпочитают остаться в афганской тюрьме «Баграм», вместо депортации в Таджикистан.
Издание напомнило, что согласно международному праву заключенные не могут быть отправлены обратно в страны, где они могут подвергаться насилию. С этой точки зрения, правозащитники просят отправить их в третьи страны.
Сам Амриддина Табарова, более известный как Домулло Амриддин, по данным МВД Таджикистана, был ликвидирован в конце лета прошлого года в ходе боев в Афганистане.