В эти минуты в Душанбе проходит международная конференция на тему «Радикализация молодежи, как угроза безопасности в Центральной Азии». Организаторами конференции выступают Немецкий фонд им. Конрада Аденауэра и Национальная ассоциация независимых СМИ Таджикистана.
Конференция проходит с участием представителей диппредставительств в Таджикистане, правоохранительных органов и экспертного сообщества Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана.
Как отметил во время вступительной речи глава НАНСМИТ Нуриддин Каршибоев, радикализация молодежи в Центральной Азии является актуальным вопросом. «Главная цель конференции – использовать данную дискуссионную площадку для того, чтобы обсудить пути и методы профилактической работы среди молодежи для минимизации угрозы радикализма среди подрастающего поколения, - отметил Каршибоев. - Последние события в Казахстане еще раз продемонстрировали, что в профилактике радикализма среди молодежи существуют пробелы, и мы хотим сообща выработать рекомендации для проведения просветительской работы среди молодых людей, тем самым внести вклад в борьбе с насильственным экстремизмом и терроризмом, которые являются возможными последствиями радикализации молодежи и их присоединения к ИГИЛ».
Большую дискуссию вызвал вопрос посла Германии в Таджикистане Хольгера Грэна, который спросил, где грань между экстремизмом и терроризмом.
«В Германии 3 млн. мусульман. Сейчас количество салафитов у нас достигает 10 тыс. человек. Несколько лет назад они опубликовали Коран и распространили среди населения. Конечно, мы не хвалим их за этот поступок, но посадить их в тюрьму только за это, тоже не стоит. А как обстоят дела с этим в Таджикистане, где грань между экстремизмом и терроризмом?» - спросил посол.
Глава офиса Интерньюса в Таджикистане Абдумалик Кадыров отметил, что сегодня во имя достижения одной цели принято использовать силовые методы, как например, в конце 2015 года Управление МВД Хатлонской области отчитались, что привели в порядок бороды 12 тыс. мужчин, а 1,8 тыс. женщин сняли хиджаб.
«Это не тот путь, с помощью которого нужно бороться с терроризмом. Силовые методы никогда не давали желаемых результатов. Насильственное сбривание бороды - это также является экстремизмом, но не религиозным, а светским. Сегодня во имя одной цели люди начинают использовать насильственный экстремизм. Это может привести к тому, что люди, недовольные, которые вышли из зоны своего комфорта, могут легче попасть в сети разных исламских течений, особенно молодежь», - заявил А. Кадыров.
Между тем, по последним данным МВД Таджикистана, в странах, где есть военные конфликты, в частности Афганистане, Сирии и Ираке находятся 1000 таджикистанцев, из них 150 женщин.