На минувшей неделе в Душанбе были обсуждены экологические проблемы Центральной Азии. Экспертов со всего региона для участия в международном круглом столе на тему «Экологическая ситуация в Центральной Азии: проблемы и перспективы решения» собрала Ассоциация международных и постсоветских и региональных исследований.
Главной темой круглого стола стали трансграничные реки, ставшие в последние годы буквально яблоком раздора между странами Центральной Азии.
«На сегодняшний день страны, расположенные ниже по течению рек, а именно Узбекистан и Туркмения, на полив сельхозугодий тратят практически в 16 раз больше воды, нежели Таджикистан и Киргизия, и фактически это стало главной причиной высыхания Аральского моря», - заявил на встрече профессор Ходжимухаммад Умаров.
По его мнению, другой причиной высыхания Аральского моря стало бесчисленное количество искусственных водоемов, созданных на территории Узбекистана, опять же для полива земель. Эксперт считает целесообразным перейти соседним странам на более экономный режим потребления воды во избежание реальной региональной экологической катастрофы.
Малая энергетика на основе строительства малых ГЭС, как сейчас рекомендуют ряд стран, способна решить только незначительные проблемы, считает эксперт Хамиджон Арифов. «Главное, что малая энергетика несет столько же экологических проблем, сколько и строительство больших ГЭС. Есть большая проблема заиления водохранилищ. К примеру, мы пригласили иностранные компании, чтобы оценить состояние Нурекского водохранилища, и выяснилось, что оно заилено почти на 50 процентов. Такими темпами мы можем потерять и Нурекскую ГЭС, поэтому нам точно надо строить Рогунскую ГЭС, - уверен Арифов. – Малые и средние водохранилища быстро заполняются илом, поэтому необходимо строить только большие. Если взять Сангтудинскую ГЭС-1, удельная стоимость одного киловатт-часа электричества составляет чуть больше тысячи долларов США. Если строить малые ГЭС, эта стоимость возрастет до 2-3 тысяч долларов. А это уже невыгодно, особенно для такой страны, как Таджикистан».
О возможном загрязнении трансграничных рек радиоактивными отходами в своем докладе рассказала профессор Гузель Майтдинова. По ее словам, на территории Таджикистана захоронено более 55 миллионов тонн урановых отходов, и большая часть этих захоронений находится в критическом состоянии. «С учетом того, что Таджикистан находится в зоне высокой сейсмической активности, из-за постоянных селей и оползней опасность загрязнения окружающей среды, и в особенности трансграничных рек, очень велика, - считает она. – Радиоактивные отходы постоянно просачиваются, и их концентрация в почве и воде в Согдийской области, где и находится большая часть урановых захоронений, возрастает весьма быстрыми темпами. С каждым годом только на севере Таджикистана увеличивается количество больных онкологическими заболеваниями, основную часть которых составляют дети и подростки». По словам Майтдиновой, около 70 процентов населения города Истиклол вследствие влияния радиоактивных элементов страдает болезнью щитовидки, стремительно растет младенческая смертность, число врожденных пороков и выкидышей.
Но одной из главных проблем на сегодня, по словам Майтдиновой, является терроризм с применением ядерных материалов. «Одной из главных трудностей обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Таджикистане является отсутствие детекторов радиации на границах с соседними странами и в аэропортах, чтобы предотвратить незаконный оборот радиоактивных веществ, - заявила профессор. – На сегодня на территории страны обнаружено около 200 заброшенных источников в открытом виде, которые представляют потенциальную угрозу, и требуется их перевозка на республиканский полигон переработки отходов с тем, чтобы предотвратить доступ к ним, кражу и передачу радиоактивных отходов».
Участники круглого стола пришли к мнению, что необходимо подготовить стратегию решения актуальных экологических проблем, создать инициативную группу и обратиться к правительствам стран Центральной Азии для совместного решения этих вопросов.