В высокогорных кишлаках на юге Таджикистана есть все: плодородные поля, богатые пастбища, огромные стада скотины; дастарханы их полны. Только вот беда – уже который год жителей этих кишлаков атакуют кабаны: животные не только портят их поля, но и нападают на людей. Иногда такие нападения заканчиваются трагедиями.
Партнер «АП» «Открытая Азия онлайн» выехала в горы Таджикистана, чтобы на месте разобраться в ситуации.
КИШЛАК Шурчашма в Восейском районе Хатлонской области Таджикистана – райское местечко. Горы вокруг, прохлада, прозрачные родники и воздух - настолько переполненный ароматом горных трав, что кружится голова. Никто из жителей этого кишлака не выезжает на заработки в Россию, работы хватает и дома: на холмах пасется тучный скот, сельчане заняты на своих угодьях; словом, идеальная картина. Только в прошлом году здесь произошла история, о которой до сих пор жители кишлака рассказывают с ужасом.
«Это было в апреле, мы увидели одного кабана вон на том холме, - вспоминает Шавкат Куватов, житель Шурчашмы. – Он стал спускаться к кишлаку, я побежал за лопатой, сел на лошадь и хотел отогнать его подальше от домов, но не успел».
Животное спустилось к близлежащему дому, рядом с которым две девочки, 9 и 11 лет, собирали одуванчики, и с разбегу нанес несколько ударов клыками младшей сестре. Ребенок скончался от полученных травм на месте. Трагедия произошла на глазах у жителей Шурчашмы, в том числе и отца девочки, но никто из мужчин не успел ничего сделать.
«Все произошло за секунду, мы опомниться не успели, как он сбил бедную девочку с ног и бросился бежать дальше, а мы увидели, что ребенок весь в крови, - продолжает Ш.Куватов. – Охотников у нас в селе нет, поэтому мы сами вооружились лопатами, тяпками, кто чем, и пошли за животным. Правда, позвонили в соседний кишлак, в котором есть охотники, они обещали приехать, но до нас добираться далеко, вот мы и решили идти сами».
История продолжала закручиваться дальше: кабан уходил от преследователей, сметая все на своем пути, мужчины шли по пятам.
«Я обогнал его на лошади и сбоку со всей силы ударил лопатой прямо по башке, - рассказывает Ш.Куватов. - Но его это совсем не остановило. Он продолжал бежать вперед, и когда на его пути оказалась другая лошадь, ударил ее и распорол брюхо».
Гонка продолжалась несколько часов, пока кабан не добежал до пещер; в одной из них он спрятался, но зайти туда уже никто из мужчин не решился – ждали охотников. Скоро помощь прибыла, с кабаном разобрались.
Такие происшествия в этом регионе не редкость, чаще всего кабаны нападают на людей весной, например только за три месяца прошлого года в Восейском районе от этих животных пострадало 400 человек. Страдают от диких кабанов и сельские угодья: вытоптанные поля и раскуроченные заборы – частая картина в горных кишлаках.
«Особенно кабаны любят пшеницу и горох, - говорит Ш.Куватов. – В поисках пищи целыми стадами приходят ночью; что не съедят на наших полях, то вытопчут, перекопают. Приходится дежурить ночами, гонять животных».
Почему нападают кабаны?
КРОМЕ небольших групп заезжих охотников в Таджикистане на кабана охотятся только хищники. Местное население диких свиней в качестве добычи не рассматривает, мусульмане это мясо не едят; для зарубежных охотников кабан не столь заманчивый трофей, чтобы приезжать за ним в Таджикистан. Сюда едут только за архаром или мархуром (винторогий козел).
Поголовье диких кабанов растет с каждым днем. Влияет на их распространение и то, что территория Таджикистана сейчас осваивается не так активно, как в прошлые годы.
«Диких кабанов в последние годы стало намного больше, - говорит председатель джамоата Х.Раджабова Восейского района, к которому относится Шурчашма, Джамолиддин Икромов. – На кабанов у нас почти никто не охотится. Конечно, люди боятся животных, но по натуре сам кабан очень пугливый, его можно отогнать простым криком. Но иногда такие нападения встречаются».
С тем, что дикий кабан осторожен и пуглив, согласен и зоолог Анвар Шукуров.
«Есть несколько причин, по которым кабан может броситься на человека, - объясняет он. - Во-первых, если он ранен; во-вторых, самки этих животных отчаянно защищают своих детенышей, в первые дни их жизни особенно агрессивны, так что могут броситься и на человека. Вспышки агрессии могут возникнуть у самцов и в период гона. Кстати, самцы диких кабанов живут отдельно от самок и поросят, из стада их выгоняют, когда им исполняется 11-12 месяцев».
Еще одной причиной нападения кабанов может послужить голод. В поисках пищи животные часто спускаются в кишлаки, например за поспевшим тутовником, и, натыкаясь на человека, от страха нападают. Иногда весной активизируются природные очаги бешенства. Зараженные животные начинают вести себя неадекватно, в этом случае от их пугливости не остается и следа.
Шансов в схватке с этим животным у человека, если он не вооружен, практически никаких: кабан способен развивать скорость до 40 км/час, делать прыжки до 4 метров в длину и до 1,5 метра в высоту, бежать без отдыха 10-15 километров. У него прекрасно развиты слух и обоняние, зрение развито слабее, но даже при этом заметить малейшее движение кабан может за 100-150 метров.
«Особенно мы опасаемся одиноких кабанов; стадо отогнать легче, чем одного самца, - говорит Ш.Куватов. – Вот и приходится жить с такими «соседями». Спасу от этих свиней нет уже никакого».
«Открытая Азия онлайн»