В адвокатском сообществе Таджикистана продолжается жаркая пора – лица, претендующие на приобретение статуса адвоката, независимо от стажа деятельности сдают экзамены квалификационной комиссии при Министерстве юстиции. До настоящего времени из тысячи адвокатов, работающих в республике, экзамены сдали более 200 человек.
Адвокатов не хватит?
В церемонии принятия присяги адвокатов, которая состоялась в Худжанде 12 марта, приняли участие 56 адвокатов Согдийской области из числа тех, кто успешно сдал квалификационные экзамены и получил статус адвоката с соответствующим удостоверением, дающим право заниматься адвокатской деятельностью.
В беседе с корреспондентом «АП» глава территориального органа Союза адвокатов Республики Таджикистан в Согдийской области Садриддин Саидов отметил, что «если исходить из того количества адвокатов, которые сдали квалификационный экзамен к середине марта, то это всего четверть от общего количества адвокатов, осуществляющих деятельность в Согдийской области, и, естественно, это не покрывает потребностей области в защитниках. У нас в регионе 18 городов и районов, и как минимум в каждой административной единице должно быть от 10 до 20 адвокатов. Квалификационная комиссия принимает экзамены три дня в неделю, и остается надеяться, что до 28 марта - а именно эта дата является окончательным сроком сдачи экзаменов - количество сдавших экзамены значительно увеличится».
Итак, час икс наступит для практикующих адвокатов 28 марта текущего года, так как в этот день завершается «переходный период», определенный Законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», который был принят в январе прошлого года. Согласно закону, а также поправкам, внесенным в конце 2015 года, адвокаты, прежде чем начать деятельность, должны пройти специальную проверку Министерства юстиции и получить доступ к адвокатской деятельности.
Но уже сейчас можно утверждать, что кроме тех, кто не сдаст экзамен и, соответственно, не будет иметь права осуществлять адвокатскую деятельность, некоторые практикующие адвокаты вообще не смогут получить статус адвоката, так как подпадают под категорию лиц, которые не вправе претендовать на приобретение такого статуса.
Садриддин Саидов пояснил вышесказанное следующим образом:
«Квалификационные экзамены проводятся квалификационной комиссией согласно Закону "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", принятому 28 марта 2015 года, в статье 14 которого – "Допуск к квалификационному экзамену" - четко определен порядок, каким образом допускается претендент. Первоначально в законе предусматривался ряд преференций в плане приобретения статуса адвоката; в частности, адвокаты, имеющие более 10 лет стажа адвокатской деятельности или стаж более 20 лет в области юриспруденции, могли приобрести статус без сдачи квалификационного экзамена. Также касательно лиц с судимостью было пояснение, что "не вправе претендовать на приобретение статуса лицо… имеющее непогашенную судимость за совершение умышленного преступления". В новой редакции Закона от 23 ноября 2015 года, после внесения изменений и дополнений, требования к лицам, претендующим на приобретение статуса адвоката, ужесточились. Во-первых, все адвокаты, независимо от стажа работы, должны сдавать квалификационный экзамен. Во-вторых, вместо формулировки "имеющих непогашенную судимость" введена формулировка "осужденное за совершение преступления", а также эта статья дополнена пунктом "лицо, уволенное из государственных и судебных органов, органов юстиции, прокуратуры, адвокатуры, иных правоохранительных органов…", что соответственно ограничило круг лиц, имеющих право претендовать на приобретение статуса адвоката».
Адвокат - исключение из правил?
Некоторые представители адвокатского сообщества считают, что изменения и дополнения, внесенные в недавно принятый закон об адвокатуре, являются давлением на адвокатов, ограничивают их права и ставят осуществление их деятельности в зависимость от министерства юстиции. Кроме того, статья закона, в которой речь идет о судимости, не соответствует законодательству и противоречит ряду законов.
По мнению известного адвоката Мухаббат Джураевой, «процедура недопущения к квалификационным экзаменам в первую очередь противоречит статье 20 Конституции РТ касательно презумпции невиновности. Согласно новому закону человек, привлеченный к уголовной ответственности и имеющий судимость, независимо от того, погашена его судимость или нет, не может быть адвокатом, хотя мы видим, что люди, с которых снята судимость, работают в различных государственных структурах. А адвокат, оказывается, даже если не имеет судимости, а просто был привлечен, не имеет права. Это вообще ерунда какая-то. Я подала документы в квалификационную комиссию, но не знаю, пригласят ли».
Адвокат должен знать о восстании Восеъ и обо всех ученых Х века
Некоторые адвокаты, преимущественно из контингента не сдавших экзамен, выразили недовольство не столько самим фактом необходимости сдачи квалификационных экзаменов, сколько сложностью процедуры и порядка прохождения этих экзаменов. Корреспондент «АП» побеседовал с двумя адвокатами из Бободжон-Гафуровского района и города Худжанда, которые высказали свое мнение анонимно, аргументируя это тем, что им еще предстоит повторно сдавать экзамен. «Громоздкие вопросники включали в себя обширный спектр вопросов, которые касались не только сферы адвокатуры и юриспруденции, но также истории, культуры, политики и других сфер, - говорит адвокат из Бободжон-Гафуровского района. - Для того чтобы иметь хотя бы поверхностные знания по этим вопросам, надо безвылазно сидеть в библиотеке как минимум три месяца».
Опытный худжандский адвокат сказал «АП», что ему еще предстоит держать экзамен, но он не уверен, что сдаст его. «То, с какой поспешностью, буквально полгода спустя после принятия нового закона об адвокатуре, были внесены поправки в закон, говорит о многом. Сам закон, принятый в марте прошлого года, более-менее приемлем, так как в нем учтены и мнения рядовых адвокатов. Закон же в новой редакции уже продемонстрировал, что он несовершенен. Так, ряд известных адвокатов, которых многие адвокаты считают своими наставниками и с экспертным мнением которых считаются, теперь не смогут заниматься адвокатской деятельностью в силу того, что когда-то имели по тем или иным причинам проблемы с правосудием. А относительно экзамена, тут вообще непонятно что. Элементарно, взять хотя бы вопросник – 1000 вопросов по письменному тесту и 120 по устному. Вот, к примеру, ответьте на вопросы – «Когда и где произошло восстание Восеъ?» или «Назовите известных ученых конца Х – начала ХI века?» При желании в ходе экзамена можно «завалить» любого «неудобного» адвоката».
Повторенье – мать ученья
Другого мнения адвокат с 7-летним стажем, член коллегии адвокатов Согдийской области Мархабо Машарипова, которая недавно успешно сдала экзамен. «Те вопросы, которые не имеют непосредственного отношения к адвокатской деятельности, составляют всего лишь незначительный процент от общего объема вопросника. Квалификационный экзамен проходит в два этапа. В первый день сдается письменный - тестовый экзамен на компьютере. Одновременно в комнату для сдачи тестового экзамена заходит группа из 9 человек. У каждого есть свой индивидуальный пароль, и компьютерная программа выдает из 1000 вопросов 50, у каждого претендента свои вопросы. Надо ответить как минимум на 30 вопросов, этот балл является проходным. Все вопросы касаются адвокатской деятельности, законодательства, то есть это те вопросы, которые должен знать настоящий юрист, - поясняет Машарипова. - Если честно, то я считаю, что если повторить и освежить свои знания, то каждый может сдать квалификационный экзамен. Мнение о том, что экзамены придуманы, чтобы отсеять «неугодных» адвокатов, неверное. Скорее всего, цель аттестации – усовершенствование знаний адвокатов. Я за то, чтобы проводить экзамены каждые 5 лет, с той точки зрения, что каждый адвокат может освежить свои знания, повторить то, что забыто, кроме того совершенствуется база знаний адвоката. Как говорится, повторенье - мать ученья. Потом, ведь это не приговор. Те, кто не сдал экзамен, могут повторно его сдать через 6 месяцев. К сожалению, есть адвокаты, которые имеют очень хорошие знания и работают эффективно, но согласно требованиям закона не имеют доступа к экзамену, но закон есть закон!»
Своим мнением относительно некоторых недостатков в плане исполнения всех пунктов закона поделился Сафарали Махсиддинов, руководитель юридической консультации Бободжон-Гафуровского района. «В нашей юридической консультации работают 12 адвокатов, из которых на сегодня 4 человека не сдали квалификационный экзамен. Я сам был избран членом квалификационной комиссии от Согдийской области на съезде адвокатов, который состоялся 18 сентября прошлого года. Согласно Закону РТ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» я, как член комиссии, должен был получить статус адвоката без сдачи квалификационных экзаменов. Но этого права мне не предоставили, более того на экзаменах меня завалили».
Проблему с нехваткой адвокатов будут решать местные власти
Исходя из той статистики, которая имеется к середине марта относительно количества сдавших квалификационный экзамен, некоторые эксперты высказывают опасение, что в регионе будет ощущаться нехватка адвокатов и, соответственно, доступ граждан к адвокатским услугам будет органичен, что в целом означает сужение правозащитной сферы. Это притом что в ряде отдаленных горных районов области вообще отсутствуют адвокаты.
Садриддин Саидов не считает, что ситуация с наличием адвокатов будет столь катастрофична. «Несомненно, до конца месяца еще будут те, кто прошел квалификационный экзамен, и, соответственно, количество адвокатов в области увеличится. Экзамены проводятся три раза в неделю. Кроме того, деятельность квалификационной комиссии не прекращается и процесс принятия экзаменов продолжается. Не сдавшие экзамен имеют возможность повторно сдать его спустя определенное время. Квалификационная комиссия согласно закону созывается по мере необходимости, но не реже 4 раз в год. Если адвокатов в результате сдачи экзаменов останется меньше и в том или ином регионе будет ощущаться их нехватка, то согласно законодательству местные исполнительные органы власти могут обратиться в Союз адвокатов для того, чтобы организовать адвокатское бюро. Местные органы власти делают запрос, создают необходимые условия для деятельности бюро, а Союз адвокатов, в свою очередь, направляет туда адвокатов».
В целом, отметил в завершение беседы Садриддин Саидов, пока рано трубить тревогу и делать однозначные выводы. «Я надеюсь, что процедура сдачи квалификационных экзаменов введена с благими намерениями и в ходе принятия экзаменов не будет какого-то предвзятого отношения к тому или иному адвокату».