В 1913 году в Самарканде вышел первый номер журнала «Ойина». Он выходил один раз в неделю на таджикском и русском языках до середины 1915 года. Сначала его периодичность была еженедельной: по субботам в формате А4 на 16 страницах, тиражом 600 экземпляров. Затем, по причине финансовых трудностей, «Ойина» выпускался один или два раза в месяц.
Его основателем был Махмудходжи Бехбуди – видный представитель среднеазиатского джадидизма (новаторов). М.Бехбуди считался отцом туркестанских джадидов. Увлекшись идеями просветительства, он в 1903–1904 годах едет в города России – Петербург, Москву, Казань, Оренбург, Уфу. Обогащенный опытом путешествий и новыми знаниями, возвращается в родные края и в 1905 году пишет книгу «Краткая география России». В этой книге в довольно доступной форме дает описание различных сторон жизни народов Российской империи. В первый период своей деятельности Бехбуди сосредоточил основное внимание на реализации религиозно-реформаторских и просветительских идей. В 1903 году в Самарканде вместе со своим сподвижником Абукадыром Шакури М.Бехбуди организовал новую школу и передал под нее собственный дом. М. Бехбуди сам преподавал в ней историю и географию. Для этой и других школ он на собственные средства издавал различные учебные пособия. Кроме того, М. Бехбуди основал и первую национальную библиотеку - «Кироатхонаи исломия» (Исламская читальня).
«Мы, туркестанцы, едва умеем писать свои имена»
В ПЕРВОМ номере издания «Ойина» М.Бехбуди назвает его «еженедельным журналом». «Ойина» тогда не имел переплета и оглавления. Здесь публиковались местные и зарубежные новости, проблемные статьи, образцы поэзии, объявления. Дизайн журнала по меркам того времени был довольно прогрессивным: на страницах помимо текстов использовалась инфографика, полосы были разбиты на колонки, рамки украшались различными орнаментами.
Сам М. Бехбуди в первом номере журнала отмечал: «Ойина - это зеркало; смотря в него, человек видит самого себя, узнает себя, осознает свое положение и делает первый шаг для того, чтобы найти способ изменить ситуацию». Во втором номере журнала М.Бехбуди подробно излагает задачи «Ойина»: «Для участия в работе издания приглашаются известные редакторы, корреспонденты. Язык журнала - турецкий и персидский, в журнале будут публиковаться поэзия и проза, научные, литературные, политические, предметные и исторические статьи, еженедельные новости, события, памфлеты. Журнал не наш, он - достояние нации. Через него будут распространяться публичные идеи, а не частные, религиозные, и не тщеславные».
Постоянными авторами журнала были публицисты С.Айни, С.Ализаде, А.Фитрат, Мирзо Сиродж Бухорои и др. В одном из номеров журнала была опубликована статья С.Ализаде, под названием «Нам надо реформировать наши учебные заведения и школы». В материале он подчеркивает: «Мы, туркестанцы, 7-8 лет обучаясь в школах (начальных), едва умеем писать свои имена, и еще 15-20 лет обучаясь в медресе, не можем правильно изложить два-три предложения на арабском языке».
Он обращается к народу Туркестана: «Дорогие соотечественники, сколько можно оставаться невежественными? Ради нашего святого ислама, одумайтесь, посмотрите, в Самарканде и его окрестностях живут более 150 тысяч человек, из этих мусульман сколько купцов и торговцев, сколько продавцов? А где наши доктора, учителя, инженеры, правоведы? Разве мы не нуждаемся в их услугах, помощи?»
Продолжая свое обращение, Ализода добавляет, что «нищий, дервиш, молодой вор... их у нас тысячи, которые, кроме как бесславить ислам, позорить честь шариата, ничего не умеют, никакой пользы от них обществу. Другие нации именно посредством современных школ славятся своими религиями и моралью и этим привлекают внимание окружающих народов и наций».
Журнал «Ойина» среди читателей нашел значительную поддержку. Этому прежде всего способствовали статьи С.Ализода, считавшегося первым демократом. Журнал полемизировал относительно науки и культуры, боролся за реформы в системе образования. Потому что сам основатель журнала М.Бехбуди науку и образование считал источником развития и подчеркивал, что наши предки еще много веков назад сделали твердые шаги в изучении светских наук, и защищал позицию джадидов: «Исходя из этого, сторонники развития и реформаторы являются не новаторами-джадидами, а наоборот, старцами из числа верных последователей своих предков».
Впрочем, М. Бехбуди критиковал и кадимов (приверженцы старины). Он упрекал их в том, что они не одобряли театральные и музыкальные произведения, отвергали критику схоластического метода обучения в школах и медресе, не осуждали пышные свадьбы и похороны, не видели пользы от светских знаний.
В ответ на эту критику кадимы обвиняли М.Бехбуди в том, что он своими статьями старается русифицировать народ.
«Мы не собираемся русифицировать народ, - отвечал им М.Бехбуди. - Мы не стараемся разрушить истинную религию ислама. Наоборот, мы хотим, чтобы уважаемые приверженцы нашей религии преуспевали в жизни».
М. Бехбуди в своих статьях «Конуни Аврупо» («Законы Европы»), «Лоиха» («Проект») и других пишет о создавшемся критическом положении в Туркестане, критикует российские власти, отдавшие решение правовых вопросов на откуп элликбоши и казиям, которые вершат не только религиозные, но и бытовые вопросы на основании взяточничества.
Впрочем, его оправдания не слышали: в марте 1919 года М.Бехбуди убили религиозные фанатики, недовольные его новаторскими идеями.