Несмотря на то, что махаллинские комитеты пользуются в Таджикистане традиционным авторитетом, сегодня это социальный институт почти без полномочий, зато с множеством обязанностей. Организация субботников, ловля призывников для армии, сбор средств на ремонт инфраструктуры – это неполный список того, чем обязаны заниматься махаллинские комитеты.
Подробности - в материале «АП».
МАХАЛЛЯ как институт в таджикском обществе имеет довольно долгую историю. Раньше ее территорию определяли так: дома, в которых слышен голос муэдзина из ближайшей мечети, принадлежат одной махалле. Постепенно махалля утратила свою связь с религиозным бытом и превратилась в территориальную единицу, в которой возникла самобытная форма общения людей, связанных соседством. В рамках махалли ее жители решали насущные вопросы: заботились о нуждающихся соседях, помогали в организации свадеб, похорон, вместе строили дома для той или иной семьи, оказывали помощь при стихийных бедствиях и так далее.
В первые годы независимости махаллинские объединения развивались стихийно, были предоставлены сами себе. У молодого государства не хватало опыта и средств управлять ими – помогать и использовать потенциал махаллинских советов с пользой для себя. Махаллинские комитеты активизировались примерно после 1996 года, когда со стороны некоторых международных организаций начала поставляться гуманитарная помощь в виде продуктов питания. Распределением гумпомощи в основном занимались махаллинские комитеты, председателей которых в экстренном порядке либо выбирало само население, либо назначало руководство джамоатов – официальной структуры.
А как сейчас?
В 2008 году государство приняло закон «Об органах общественной самодеятельности», целью которого стало решение различных социальных вопросов, возникающих по месту жительства граждан. Согласно этому закону орган общественной самодеятельности не имеет вышестоящих организаций и, как правило, называется «махаллинский совет», «махаллинский комитет», «жилищный комитет» и т.п. Этот закон прописывал и отношения между махаллёй и местной властью. Так, местные исполнительные органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность органов общественной самодеятельности за исключением случаев, установленных законодательством Таджикистана.
По закону махаллинский комитет имеет право организовывать работы по содержанию, благоустройству и поддержанию санитарно-гигиенического состояния мест общего пользования, контролировать обеспечение населения электроэнергией, питьевой водой и другими видами бытового обслуживания, оказывать содействие в материально-техническом обеспечении школ, детских садов и других учреждений социально-культурной сферы. Кроме того, они должны содействовать в организации транспортного обслуживания, оказывать помощь уязвимым слоям населения, давать разрешение на проведение обрядов, контролировать исполнение этого закона и многое другое.
Однако из перечисленных полномочий сегодняшние махаллинские комитеты осуществляют лишь те, которые угодны местным властям. Более того, зачастую власти ставят перед ними задачи, которые хоть и предусмотрены законом, но механизмы выполнения которых толком не выработаны. Кроме того, председатели махалли зачастую несут ответственность, которая совсем не предусмотрена законом.
Например, если в махалле совершено преступление, то в первую очередь силовые органы вызывают к себе председателя махаллинского комитета, как ответственного за порядок на вверенной ему территории. К главе махаллинского комитета могут применить и штрафы, например за несанкционированную мусорную свалку, которую организовали жители махалли.
При этом следует напомнить, что председатель подобного сообщества работает на общественных началах; единственные льготы, которые предусмотрены, причем далеко не для каждого руководителя, - это частичное освобождение от оплаты коммунальных услуг. С недавних пор махаллинские руководители имеют право выдавать гражданам справки с места жительства, характеристики, разрешения на проведение свадеб и обрядов согласно соответствующим законам.
Больше никаких льгот и полномочий они не имеют, но спрос с них велик.
Сверхзаконные задачи
СОБРАНИЯ председателей махаллинских комитетов при джамоатах проходят чуть ли еженедельно. Власти в основном требуют от них посадки деревьев, ремонта дорог, школ, больниц, проведения субботников, выступления в поддержку государственной политики в местной прессе и т.д.
Как рассказывает председатель одной из махаллей Сатторов, недавно председатель джамоата обрушился на него с критикой за то, что он не выполняет плана по посадке саженцев.
«Я, конечно, готов организовать хашар, но сказали бы - где и что надо посадить», - удивляется он.
После бесед с несколькими председателями махаллинских комитетов в сельской местности стало ясно, что во взаимоотношениях властей и органов самоуправления существуют барьеры, которые мешают решению организационных и экономических проблем.
Во-первых, совершенно отсутствует материальная поддержка махаллинских комитетов. По существу, у благополучной махалли имеется свой фонд, средства в который добровольно выделяют граждане. Но, как правило, фонды эти настолько малы, что их денег едва хватает на решение мелких проблем. Сами представители махаллей говорят, что нужно создать республиканский фонд и его отделения по районам и городам для оказания материальной помощи махаллинским комитетам.
Другая проблема заключается в сборе необходимых средств у населения на реализацию спущенных сверху задач. Сегодня жители сел, большинство из которых не имеют работы, вынуждены собирать деньги на ремонт инфраструктуры, а также школ и детских садов, на оплату вывоза мусора, на организацию государственных праздников, на заказ баннеров, указателей, на подписку на правительственные газеты и многое другое.
Кроме того, на руководителей махаллей возложено решение других важных задач: развитие и сохранение культурных и духовных ценностей, воспитание молодежи в духе патриотизма, ведение пропагандисткой и профилактической работы, связанной с вопросами религии, противостоянием распространению терроризма, наркомании, домашнего насилия. Должны руководители махаллей оказывать содействие и органам внутренних дел. То есть фактически на них возложено выполнение всех тех задач, за которые должны нести ответственность государственные структуры.
Исходя из этого, большинство председателей махаллинских комитетов требуют, чтобы их работа оплачивалась, как оплачивается работа имам-хатибов.
Но в этом случае возникает другая проблема: если государство начнет платить махаллинским главам зарплату, то, естественно, будет само назначать их на должности, с чем члены махаллей совершенно не согласны.
Причем уже сейчас есть случаи, когда главы махаллей назначаются, хоть и негласно, представителями местной власти и не пользуются доверием у населения, потому что любой ценой защищают интересы властей. При этом иногда не могут даже правильно написать свою фамилию, не говоря уже о более широких знаниях.