Экономисты говорят, закрытие обменных пунктов, изгнание менял из рынка валют оставило без средств существования сотни семей, и становится препятствием на пути формирования среднего класса в Таджикистане.
Орзу – условное имя менялы, который почти пять лет занимался обменом валют на центральном рынке района Рудаки, говорит, что за этот период женил двух сыновей, третьего сына оправил учиться в Россию.
Однако Национальный банк Таджикистана своим решением от 1 декабря 2015 года закрыл все частные обменные пункты, оставив право менять валюту лишь за банками.
По его словам, после нескольких штрафов а также конфискации наличных денег почти 40% его коллег прекратили заниматься этим делом. Сам он признается, что иногда работает тайно, потому что“7 детй должен кормить и одевать, найти деньги на учебу. Работаем прячась. Кода появляется клиент, отводим в укромное место, где никто не видит и меняем его деньги.”
Беспорядок на рынке валюты стал головной болью желающих обменять валюту, в основном присланную трудовыми мигрантами из России.
Мурод, один из жителей Гисара, недавно вернулся из трудовой миграции из России, увидев нынешнее состояние на валютном рынке, говорит: “Если менялы не знакомы с тобой, они не обменяют тебе деньги. Даже, если поверят, то приходится укрыться в машине, или в помещении, чтобы обменять деньги. Это что за положение! Вчера был в Душанбе, но там меня приняли за чужого и никто не обменял мене денег. Поэтому теперь буду менять свои деньги здесь, а потом поеду в город.”
Предприниматель Амриддин, который завозит из-за рубежа товары, говорит, покупать доллары стало также сложно, как и продавать.
“Менялы не продают доллары чужим, чтобы это не оказалось “подставой”и чтобы их не задержали. Я обычно покупаю доллары у знакомых менял. Последний раз купил 100 долларов за 875 сомони.Ни разу не обращался к банкам, потому что когда сравниваешь, очень дорого по сравнению с рынком.”
26 января “Точиксодиротбонк” на своем официальном сайте выставил курс покупки 100 долларов за 850 сомони, а продаже - 900 сомони.
А для безналичного обмена банки используют курс Национального банка, который на 26 января установлен в 7 сомони 75 дирам за доллар.
Экономист Ходжимухаммад Умаров говорит, изгнание менял осложнило жизнь потребителям.
“Снижение курса сомон, - это не вина менял, а результате дисбаланса спроса и предложения. Как мы видим, от того, что прогнали менял, курс не стал лучше. В результате лишь появился «черный рынок», и разница между курсом продажи и покупки увеличилась.
Если раньше в Таджикистане действовала либеральная политика на валютном рынке и можно было обменять свободно в Душанбе, или в любом другом городе, то в 2015 году давление властей на менял усилилось, и в 1 декабря Национальный банк полностью прекратил деятельность частных обменных пунктов и передал функции по обмену денег исключительно в банки.
Однако эта мера не привела к снижению курса доллара по отношению к сомони. Другой сигнал от этой меры – разрыв между курсами продаж и покупки.
“Мы продавали 100 долларов, накидывая дополнительно 1 или 2 сомони. Теперь же, продавая 100 долларов, покупаем 870 сомони, накидываем к этой сумме всего 5 сомони, продаем за 875 сомони. В банках разница меду курсами продажи и покупки составляет 100-120 сомони. А еще говорят, что у них нет долларов”.
Тем временем Национальный банк заявляет, что вместе с другими структурами Таджикистана готовит проект поправок в Уголовный кодекс, предусматривающий наказывать за незаконные валютные операции, в частности продажу долларов США лишением свободы сроком до 9 лет.
Председатель Национального банка Таджикистана Джамшед Нурмухаммадзода 26 января на встрече с журналистами отметил, что сейчас разрешено менять иностранную валюту лишь в банках и кредитных организациях, и всякий обмен вне этих учреждений является незаконным.
По его словам, проект внесения изменений и дополнений после того, как завершится его подготовка, будет передан в правительство, а после утверждения парламентом вступит в силу. Нурмухаммадзода говорит, что цель этих изменений в законе – недопущение повышения курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте, которое пот его словам, в основном осуществляется спекулянтами.
Председатель национального банка опроверг сообщения о возможном возобновлении деятельности частных обменных пунктов в стране и заявил:
"818 менял пусть ищут себе работу в другом месте. Мест много. Кредитные организации имеют вакансии, пусть идут туда. Все операции по обмену валюты должны осуществляться только в кредитных организациях и банках".
Нурмухаммадзода объяснил повышение курса доллара США по отношению к сомони в начале января, десятидневным отдыхом банков России.
"Первые десять дней нового года банки России не работали, и наши банки не смогли обменять рубли на доллары. Поэтому произошел рост курса доллара к сомони".
22 января президент Таджикистана, на рабочем совещании финансово-экономического блока правительства подчеркнул, что снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам на финансово-кредитном и валютном рынке Таджикистана в основном осуществляется искусственным путем отдельными заинтересованными кругами.
По его словам, обмен валютами должен быть налажен исключительно в главных офисах, филиалах и центрах обслуживания банков с тем, чтобы не допустить всякого рода мошенничества и спекуляции со стороны заинтересованных кругов, несведущих о национальных и государственных интересах.
Эмомали Рахмон заявил, что все работы, связанные с денежно-кредитной и валютной политикой и порядок их осуществления во всех учреждениях, независимо от формы собственности, должны быть налажены прозрачно и контролироваться, а также устранены такие понятия, как государственный курс и рыночный курс.
«Курс должен быть одним, он должен определяться и регулироваться не улицей, а Национальным банком Таджикистана» - подчеркнул президент.
Он также отметил, что все операции по купле и продаже на территории страны должны быть налажены только в национальной валюте. В целях устранения искусственных барьеров заинтересованных кругов было поручено увеличить количество банковских точек по обмену валюты.
Президент страны Эмомали Рахмон поручил ответственным лицам в кратчайшие сроки разработать и представить изменения и дополнения в действующее законодательство банковской системы относительно валютного регулирования и ответственности за его нарушение.
Согласно поручению Главы государства, в новой редакции Уголовного кодекса и других соответствующих законодательных актов должна быть предусмотрена ответственность, в том числе уголовная ответственность, за вывоз за пределы страны большого объема международной валюты и за куплю и продажу на территории страны в иностранной валюте.
«Правоохранительным органам поручено взять под постоянный контроль соблюдение требований законодательства страны в этом крайне важном в сегодняшних условиях направлении. Конкретные поручения также были даны относительно обеспечения достатка и низких цен на потребительском рынке, снижения негативного влияния различных внешних факторов на социально-экономическое положение страны», - отмечается в сообщении пресс-службы президента РТ .