В прошлом году в своем ежегодном послании парламенту страны Эмомали Рахмон дал поручение принять закон «О трудовой миграции» до конца 2015 года. Однако работа над законопроектом до сих пор ведется, и у экспертов к этому документу остались серьезные вопросы.
«В ЭТОМ законе должны быть всесторонне отражены права трудовых мигрантов, их социальная и правовая защищенность. Особое внимание должно быть также обращено на профессиональную подготовку, знание языка и культуры страны пребывания», - подчеркнул президент в своем прошлогоднем послании парламенту, обсуждая разработку закона.
О том, что новый закон необходим для упорядочения миграции, различные общественные и правозащитные организации говорят уже шестой год - именно столько длится его обсуждение. Так, разработка закона «О миграции» была инициирована в 2010 году, ее предпосылками тогда послужило окончание мирового финансового кризиса, который показал, что снижение объемов денежных переводов трудовых мигрантов в Таджикистан оказывает негативное влияние на экономику всей страны. Именно тогда стало понятно, насколько мы зависимы от трудовой миграции.
Сегодня Таджикистан в очередной раз убеждается в своей зависимости от мигрантов: по мнению экспертов, сокращение их денежных переводов, в частности, стало причиной возникновения напряженности на валютном рынке страны. Но законопроект о миграции до сих пор не готов.
Моёншо Махмадбеков, руководитель отдела миграции населения Министерства труда, миграции и занятости населения РТ, утверждает, что после обсуждения проект закона «О миграции» был направлен на рассмотрение в правительство страны, где он и находится по сей день.
Нужно отметить, что этот документ имеет ряд пунктов, с которыми не согласны эксперты. К примеру, в законопроекте «О трудовой миграции» по сей день спорным остается «Фонд для мигрантов». На вопрос, из каких средств будет финансироваться этот Фонд, М.Махмадбеков ответил, что согласно 14-й статье законопроекта с целью социальной и правовой поддержки трудовых мигрантов и членов их семей в порядке, установленном таджикским законодательством, создаются общественные фонды содействия и социальной поддержки трудовых мигрантов.
«Средства для этого Фонда предполагается собрать за счёт привлечения грантовых и донорских средств, добровольных фиксированных взносов трудовых мигрантов, выезжающих за рубеж, - объясняет М. Махмадбеков. - Кроме того, Фонд планируется пополнять за счет взносов банковских учреждений, посредством которых осуществляются денежные переводы трудовых мигрантов. Сюда предполагается направлять и средства таджикских диаспор, благотворительные взносы, а также средства из других источников, которые не запрещены законодательством».
Однако многие из участников обсуждения законопроекта из числа членов общественных организаций, работающих в сфере защиты прав трудящихся мигрантов, говорят, что из-за отсутствия достаточного доступа к официальной последней версии проекта закона сложно дать конкретные комментарии.
«Четырнадцатая статья законопроекта вызывает много вопросов и требует большего разъяснения, в том числе об основном источнике финансирования и использовании собранных средств Фонда», - говорит один из участников обсуждения законопроекта.
Такого же мнения придерживается Нодира Абдуллоева – координатор программы по трудовой миграции общественной организации «Центр по правам человека»: «Законопроект в той версии, которая нам была доступна в декабре 2015 года, действительно имеет ряд положений, которые требуют более четкой проработки».
В отношении ст. 14 было отмечено, что она вызывает сомнения относительно устойчивости Фонда.
«Идея создания Фонда для мигрантов - хорошая. Но я сомневаюсь, что наши мигранты будут вкладывать свои сбережения в его создание и поддержку, - говорит Н.Абдуллоева. - Чтобы мигранты участвовали в этом, необходимо сначала доказать, что этот Фонд будет действительно устойчиво работать для них. Только в этом случае, возможно, мигранты будут добровольно делать взносы для его поддержки».
Н. Абдуллоева также отметила, что, хотя в последней версии проекта закона были учтены ряд рекомендаций гражданского общества, к сожалению, к обсуждению такого важного закона не привлекаются сами мигранты. Проект закона «О трудовой миграции» отсутствует в открытых источниках, и бурных обсуждений по нему среди общества не было, хотя миграция сегодня затрагивает каждого гражданина страны. Следует отметить, что следом за разработкой нового закона по миграции летом 2015 года началась работа над новой национальной стратегией трудовой миграции, на 2016 - 2020 годы. Однако и этот процесс проходит без должного привлечения гражданского общества и самих мигрантов.