Медведица по имени Мария, которая радовала прохожих на улицах Душанбе, в настоящее время живет в столичном зоопарке.
Среди 800 представителей животного мира Мария возможно является самой артистичной. В душанбинском зоопарке живут 14 медведей, однако дети уделяют больше внимания действиям медведицы Мария. Они ее кличут и угощают лакомствами, фотографируются на ее фоне.
Сценой для Марии некоторое время служили улицы города Душанбе. Она свободная передвигалась по городу и своим артистическим искусством зарабатывала деньги для себя и своего владельца бобои Талабшо (дедушка Талабшо). Три года назад скончался владелец медведицы и с тоже время распространились слухи, что медведица также не пережила потерю. На самом же деле медведице было трудно пережить потерю человека, который был рядом с ней около 30 лет.
Сотрудники душанбинского зоопарка рассказывают, что в 2013 году, когда бобои Талабшо сдал им временно Марию по причине болезни, медведица не спала ночами и отказывалась от еды, забыв свою артистичность.
«Постепенно она привыкла к нам, мыбыли знакомы с ее артистичностью и кормили ее, чтобы она исполняла свои номера. Сейчас мы дружим, когда вхожу в вольер, она не нападает, даю ей еду, разговариваем, иногда боремся», - рассказывает Наджибулло Файзуллоев, который смотрит за Марией уже два года.
По его словам, Мария по сравнению с другими медведями, которые содержатся в зоопарке, более дружелюбная и любит людей.
Около 30 лет назад эту медведицу нашел Талабшо Шайхов в одном из кишлаков Джиргитальского района, и приобрел ее за одного козла и мешок муки. Шайхов дал медвежонку кличку «Мария» и кормил ее молоком человека и коровы, а также обычной едой, которую употребляла его большая семья.
Бобои Талабшо обучал Марию 20 лет спортивным упражнениям и вместе с ней посетил десятки районов республики, выезжал даже на гастроли за пределы страны.
Сохибкирон Талабшозода, 18-летний сын бобои Талабшо, которые вырос вместе с Марией в Душанбе, имеет большое количество фотографий с своим любимым медведем, с которым он провел свое детство. Он каждую неделю вместе с матерью приходит в зоопарк, чтобы проведывать Марию.
«Зрение у Марии ухудшилось, однако он чувствует своих владельцев по запаху. Когда мы к ней подходим, она уже издалека осознает, что мы идем, и протягивает лапы, иногда плачет. В первый год, когда мы ее привели в зоопарк, она обиделась на нас. Приходили с матерью кликали ее, но она не смотрела на нас и качала головой, говоря, таким образом, нет», - вспоминает он.
Сохибкирон с сожалением отмечает, что Мария уже не та молодая медведица, она постарела. Он вспоминает, что во времена, когда она была вместе с его отцом, она получала большие и дорогие подарки. Некоторое время старец жил вместе с медведицей в зоопарке.
«Если три года тому назад мне было бы 17 лет, я бы был против того, чтобы Марию забрали из дома», - говорит он. Еще три года назад Мария жила в клетке в маленьком дворе бобои Талабшо на территории поселка в районе «Текстилькомбината». Он отделил от себя ее в три года и поселил в клетку.
Его соседи рассказывают, что медведица была хорошим источником доходов семьи. «Как только как бобо выходил вместе с медведем на улицу, все дети подбегали к нему, садились верхом на медведя играли с ним. Или к этому чинару подвешивали конфеты, и медведь залазил на дерево за эти угощением. Она ездила на велосипеде. Прыгала сальто», - вспоминает Расулджон, проживающего по соседству.
После смерти старца государственный цирк Душанбе хотел взять медведя на свое попечение, однако Мария так и осталась в зоопарке, где в самой последнем вольере всегда многолюдно. Мария, которая была символом города Душанбе, теперь живет одна в зоопарке и показывает свое мастерство именно здесь.