Зима в Таджикистане: без света, тепла и связи
11.11.2015, 09:00
В каких условиях и на что живут люди в горных районах Таджикистана, и чем занимаются зимой, - репортаж НВ.
В горные районы Таджикистана уже пришла зима. Снег заметает дороги, выбраться из горных кишлаков практически невозможно до весны. Электричество поступает всего на несколько часов в день. Сельчане не смотрят телевизор, не слушают радио и живут так, как жили их предки сотни лет назад. В каких условиях и на что живут сельчане в отдаленных от цивилизации местах, и чем занимаются зимой, - расскажет Анушервон Арипов.
В равнинных районах Таджикистана стоит довольно теплая осень, а вот в горные кишлаки уже пришла зима.
Ато Каримов, житель горного кишлака Насрат, согласился показать Настоящему Времени свой дом и семью. Времени у него теперь много. С середины осени до апреля в горах заняться практически нечем. Он пастух, как, впрочем, и большинство его односельчан. А пастбища уже завалены снегом. Так что Ато целыми днями вынужденно сидит дома.
"Разве что разочек вниз-вверх по кишлаку пройдешься, к родственникам зайдешь и, назад домой", - рассказывает Ато Каримов, житель поселка Насрат, Варзобский район Таджикистана. - "Целый день дома сидим. А что еще делать?"
По словам Ато, жизнь людей в этом поселке делится на два этапа, долгая зима и подготовка к ней. За шесть теплых месяцев нужно накосить травы в горах, вырастить скот и успеть распродать его до наступления холодов.
"Когда барашки пятимесячные вырастают, начинаем продавать. Их обычно за сезон 10-15. На это и живем", - рассказывает Ато Каримов. - "Покупаем муку, масло картошку. Вот так и живем. А ну еще зарежешь одного барашка для семьи своей".
Ато говорит, что в этом году к зиме он подготовился неплохо. Денег, вырученных с продажи баранов, хватило и на то, чтобы запастись продуктами, и на уголь для отопления, и даже немного осталось на следующий год. Потратить эти деньги сейчас уже не удастся. В ближайшие дни в деревне, где живет семья, может выпасть до двух метров снега, и выбраться из нее никуда не получится.
"Вот, подготовился к зиме. Утеплил полы во всех комнатах. Три слоя покрытия на полу. Нижний резина, затем паласы, а сверху ковер", - показывает Ато
В каждой комнате дома - своя угольная печь. Практически целые дни семья Ато проводит рядом с одной из них. Пьют чай, строят планы на следующее лето, говорят о скоте и обсуждают соседей. Других развлечений в деревне все равно нет. Электричество дают всего по несколько часов в день зимой, так что даже телевизор не посмотришь.
Угольные печи - единственное спасение зимой. К счастью, топлива для них хватает. В горах есть небольшая шахта, и каждый день сосед Ато Шариф ездит за углем на своем осле. Это единственный зимний вид транспорта в этой местности. Продает недорого, мешок стоит всего полдоллара. Приезжают покупать уголь даже из соседних сел.
"Лучший вид транспорта, ни бензин не нужен, ни солярка. Уже три тысячи сомони я на нем заработал", - гордится Шариф.
В горной местности недостаточно лесов, и людям неоткуда взять дрова. Поэтому, большинство жителей используют в качестве топлива коровьи лепешки. Их вот так вот лепят на стену, а когда навоз высыхает - собирают и топят печь.
Единственная забота зимой - покормить скот в хлеву, два десятка овец и несколько коз. Этим занимается сын Ато – Гайбулло. Дважды в день он с друзьями поднимается на крышу хлева, чтобы нарезать запасенную с лета траву.
"Храним траву и сено на крышах хлевов, чтобы не гнила, и всю зиму, потихоньку, режем для скота", - рассказывает сосед Гайбулло, Фирдавс.
Главное событие этого сезона - открытие новой школы. Её подарили местным жителям столичные предприниматели, выходцы из кишлака Насрат. Селяне устроили настоящий праздник, с песнями, танцами и большим котлом плова. Ведь до этого их дети занимались в тесных помещениях, по два-три разных класса вместе.
А вот больницы в кишлаке нет, только медпункт, где могут максимум сделать перевязку и выписать лекарства от простуды. Поэтому местные жители стараются не болеть зимой. Выбраться в райцентр, где есть госпиталь, слишком тяжело.
"Жизнь здесь тяжелая. Если кто-то заболеет, на носилках через перевал тащить надо. Далеко. Около пяти километров", - рассказывает Зеби, жительница поселка Насрат, сестра Ато.
Дорог здесь нет, только направления, да и те все в грязи. Строить здесь что-то бесполезно. Любую дорогу смоет при первом же таянии снегов, и неважно, будет это асфальт или бетон.
Наша съемочная группа хотела провести здесь ночь, чтобы побольше узнать о кишлаке Насрат. Но ближе к вечеру пошел сильный снег, и местные жители посоветовали уезжать. Иначе выбраться не получиться, и можно застрять в горах на несколько недель, а то и месяц.
Анушервон Арипов, Насим Исамов
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам
зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.