После публикации новой Красной книги Таджикистана, правительство Таджикистана поручило продлить деятельность заповедников на десять лет и переименовать названия некоторых из них на таджикский манер.
В соответствии срешением правительства, подписанным на днях, деятельность 13 заповедников в стране, в том числе “Чилдухтарон”, “Искандаркул”, “Норак”, “Алмоси” и “Зарафшон” продлена на 10 лет – до 2025 года.
Представитель Агентства лесного хозяйства Таджикистана Шодибек Курбон в беседе с Радио Озоди сказал, что продление деятельности заповедников осуществляется с целью спасения некоторых видов флоры и фауны от исчезновения, улучшения условия туризма в стране.
“Каждый заповедник предназначен для определенных видов животных и растений. Один, например, для защиты тюльпанов, другой для сохранения видов животных. Десять лет там продолжаются исследовательские работы. Решение о продлении срока деятельности заповедников принято по рекомендации Академии наук Таджикистана, Агентства по лесному хозяйству и Комитета по защите окружающей среды”, сказал Шодибеки Курбон в беседе с Радио Озоди.
Срок деятельности заповедников Таджикистана завершился в 2013 году , но за исключением заповедника Норак, срок деятельности других 12 заповедников не был продлен, что по признанию специалистов, привело к ухудшению состояния в них, поставило на грань исчезновения некоторые виды флоры и фауны.
Так, в заповеднике Октош в Аштском районе из-за чрезмерного выпаса скота резко снизилась популяция редкой породы сурков Мензир, которые включены в Красную книгу.
Общая территория заповедников Таджикистана составляет более 313 000 гектар, это 3,5% территории страны. Крупнейшими из них являются заповедники Музкул на Памире и “Зарафшон” в Фанских горах.
Согласно решению правительства Таджикистана, чиновники и ученые страны должны подумать над переименованием четырех заповедников, которые, по мнению властей, имеют не таджикские названия. Агентство по лесному хозяйству, администрации районов Мургоб, Айни, Ашт и Фархор должны подобрать таджикские названия для заповедников Музкул на Мургобе, Кусавлисой в Шахристоне, Октошв Аште.
"Например в Шахристоне был питомник Кусавлисой. Это не таджикское слово, и власти Шахристона переименовали его в Кухи сабз. Наверное Октош, можно перевести как Санги сафед (белый камень). Или Сайвота… эти названия должны переименовать таджикские ученые на таджикский манер” – говорит Шодибеки Курбон.
Продление срока деятельности заповедников в Таджикистане, безусловно, будет поддержано природоохранными организациями в стране. Но переименование названий, в основном тюркских, может вызвать споры в обществе. Ранее Маджлиси Милли Таджикистана в конце июля своим решением переименовал 52 селения. Селение Перепадная было переименовано в Шаршар, Ленинград в Зархез, Караланг назвали Дехконобод, а Кучкорбулок в Офтобруя.
Принятие подобных решений и смена названий географических мест в Таджикистане в прошлом вызывали недовольство в соседнем Узбекистане. Некоторые из пользователей социальных сетей с возмущением и обидой писали, что узбекские власти должны также сменить таджикские названия на узбекские. Один из них написал надо переименовать древний рынок в Самарканде Сиёхбозор на Карабозор,Шахрисабз в Яшилшахар, а Дехнав в Янгикишлок.