Прошло четыре года после принятия закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», но до сих пор он вызывает множество споров в обществе.
Инициаторы считают его гуманным и защищающим интересы молодого поколения. По мнению правозащитников, наоборот, в законе множество пробелов, а государство попросту часть своих обязанностей взваливает на родителей…
Итак, прошло четыре года. Чего удалось достичь?
Не радужная статистика
2 августа 2011 года вступил в действие закон «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей». По мнению авторов, этот документ преследует цели усиления ответственности родителей за обучение и воспитание детей в духе гуманизма, патриотизма, уважения к национальным, общечеловеческим и культурным ценностям, защите прав и интересов детей.
Власти ежегодно отмечают успехи и достижения в воспитании подрастающего поколения, реализации норм этого закона. Но статистика о молодежной преступности, правонарушениях в молодежной среде отнюдь не радужная…
Как сообщил на пресс-конференции по итогам первого полугодия 2015 года генпрокурор республики Юсуф Рахмон, за шесть месяцев в стране зафиксировано 468 преступлений с участием несовершеннолетних.
Согласно полученной в МВД РТ информации, за первое полугодие 2015 года несовершеннолетними детьми совершено 422 преступления (2014 г. - 468), молодежью - 3063, что в сравнении с 2014 годом (2594) больше на 469 преступлений.
За этот период времени выявлено 15 фактов незаконного религиозного обучения, куда были привлечены 37 граждан, в том числе 29 несовершеннолетних. Также выявлено 178 случаев воспрепятствования получению обязательного образования, а также безответственности родителей.
Настораживает и факт роста числа самоубийств в возрасте от 18 до 25 лет.
По официальным данным МВД РТ, по итогам прошлого года в стране было зарегистрированно 550 случаев самоубийств и его попыток (в 2013 г. - 568), в 95 из них - несовершеннолетние.
Эксперт в сфере образования Азим Байзоев уверен, что данный закон был принят своевременно.
- Ситуация, сложившаяся вокруг воспитания молодежи, озадачила большую часть общества. За истекшие четыре года, после принятия этого закона, мы добились отчасти неплохих результатов. Родители стали больше уделять внимания вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения. С одной стороны, это происходит благодаря введению в действие данного закона, с другой стороны введению новых методов проведения вступительных экзаменов в учебные заведения в регионах, без использования услуг посредников, - говорит А.Байзоев.
Правозащитники же указывают, что ситуация, в целом, не изменилась.
Директор общественного фонда «Правовая инициатива» Гулчехра Рахманова в интервью «АП» высказала мнение, что любой закон должен приниматься с целью улучшения ситуации в той или иной сфере и определенной группы лиц, на которую он направлен.
- Соответственно, Закон «Об ответственности родителей за обучение и воспитание» должен быть направлен на улучшение благосостояния детей в Таджикистане. Но с момента принятия закона ситуация, а тем более благосостояние детей, не улучшилось. Все та же преступность среди детей и молодежи, беспризорность детей и безнадзорность со стороны родителей, использование детского труда на улицах и рынках. На что тогда был направлен этот закон и в чем его цель?- вопрошает правозащитник.
Не тем путем
Правозащитники и социологи указывают, что принятие законов, ратификация конвенций не может изменить ситуацию в лучшую сторону, потому что корень всех проблем - в социально-экономических трудностях, низком уровне образования населения и трудовой миграции. А власти обращают внимание, по их мнению, на второстепенные вопросы, которые не влияют на общую ситуацию проблем обучения и воспитания молодого поколения.
С момента принятия закона в образовательных учреждениях было принято много «новшеств», некоторые из которых доходили до абсурда.
Так, под запрет попали внешкольные мероприятия, вечеринки, использование мобильных телефонов, приезд на занятия на личном или родительском автотранспорте. Были внесены дресс-коды в образовательных учреждениях всех уровней, и даже установлена высота каблука у студенток. Существуют также примеры, что в некоторых школах заставляют приобретать заказанную ими школьную одежду низкого качества по высоким ценам, приобретать школьные принадлежности.
По мнению независимого эксперта по правам человека Галины Деревенченко, в школах могли бы быть установлены ящики для хранения личных вещей детей, где они могли бы оставлять свои телефоны, либо блокировка сигнала на территории школы. Вместо этого установлен запрет на ношение мобильных телефонов, средств, которые являются очень важными для родителей при осуществлении контроля за детьми.
«Свобода» от совести?
Ряд экспертов подвергает критике этот закон в части ограничения права детей и молодежи для посещения религиозных учреждений.
По мнению Галины Деревенченко, информация об этом законе была затронута в альтернативном докладе в Комитете ООН по правам человека.
-Закон недвусмысленно переложил на плечи родителей всю ответственность, которая, в соответствии с международными и национальными обязательствами, возложена на государство, - говорит она. - Например, согласно положениям закона, родители обязаны обеспечить дошкольным образованием детей до 6 лет, не допускать обучение детей-подростков за пределами страны без разрешения соответствующих госорганов, не допускать участие детей-подростков в деятельности религиозных объединений, организованных религиозных мероприятиях. Правительство страны не поддержало рекомендации по пересмотру данного закона, который содержит положения, создающие серьезную угрозу для свободы религии.
На этом фоне экс-командир таджикского ОМОНа Гулмурод Халимов, отправившийся в конце мая воевать на стороне «Исламского государства», разместил в интернете видеоролик, в котором объяснил свой уход в ИГ нарушением, по его мнению, религиозных норм в его стране. В частности, он подверг критике нормы этого закона.
А. Байзоев высказал иное мнение. Он уверен, что нормы закона могут оградить молодое поколение от вступления в различные экстремистские и террористические организации.
- В последнее время число вовлеченных в эти организации сокращается. Это происходит благодаря не только усилиям государственных органов, но и улучшению ситуации по ответственности родителей,- говорит эксперт.
Шито белыми нитками?
По словам политолога Шокирджона Хакимова нужно признать, что это очередной закон, возлагающий ответственность государства на родителей.
-К сожалению, те цели, которые преследовали инициаторы принятия закона, не достигнуты, и их практически невозможно выполнить, поскольку социально-экономическое положение страны отрицательно влияет на все сферы повседневной жизни родителей и членов их семьи.
Г. Холматова утверждает, что этот закон практически не работает и существует множество повторяющихся статей.
- Закон содержит множество норм и положений, которые уже урегулированы в ныне действующих законах РТ, за исключением новых норм, противоречащих законодательству нашей страны или просто нелогичны в формулировке и вовсе неприменимы. Приведу несколько примеров: в ст.5 этого закона приводится: «родители имеют равные права и обязанности в обучении и воспитании детей». Это же приводится в ст. 61 Семейного кодекса (СК). Далее: «выбирать формы и методы обучения и воспитания своих детей». Эта же норма содержится в ст. 63 СК РТ. Следующая - «знакомиться с процессом обучения, а также выставляемыми оценками по учебным дисциплинам своих детей». Эта норма содержится в ст. 26 Закона РТ «Об образовании».
- Если учесть, что закон не работает, возникает вопрос, стоило ли вообще такой закон принимать? - вопрошает Г.Холматова. - Можно было обойтись реализацией действующих законов, которые, по сравнению с данным законом, являются более логичными и последовательными и не противоречат общепризнанным принципам гражданского и семейного права. Необходимым и достаточным было внести дополнения в действующее законодательство с учетом новых и непротиворечащих норм нашему законодательству.
По словам Г. Холматовой, в законе есть и противоречия.
- Так, пункт, обязывающий родителей запрещать детям, обучающимся в учебных заведениях использование мобильного телефона. Речь идет о лицах, достигших полной дееспособности. Согласно ст. 61 СК РТ родительские права и обязанности по отношению к ним прекращаются. Также сюда подпадает и пункт Закона «не разрешать студентам образовательных учреждений вождение автомобиля», - указывает юрист.
Результат зависит от всех «игроков»
Некоторые эксперты, как и правоохранители, указывают, что одна из главных причин роста детской и подростковой преступности кроется в неблагоприятном климате, который окружает подростка.
Несмотря на достигнутые успехи, по мнению А.Байзоева, закон до сих пор не решает всех проблем с воспитанием и обучением детей.
-Необходимо создавать условия для более полной реализации норм закона. Кроме семьи и школы немаловажную роль играет и климат в обществе. Последнее требует улучшения климата. Ведь дети, кроме семьи, школы, приобретают определенные навыки и на улице. А вот оздоровление климата в обществе зависит не только от государственных структур, но и всех членов общества, его институтов, - считает А. Байзоев.
Ш. Хакимов считает, что для улучшения эффективности закона необходимо разработать государственную программу, отвечающую современным требованиям, и самое главное - обеспечить ее целевое финансирование.
По мнению же Г. Рахмановой, при разработке нормативно-правового документа необходимо указывать причины и предпосылки закона, был ли изучен опыт других стран, проведена ли оценка законодательства. Такой анализ должен предшествовать разработке и принятию закона.
- В названии закона необходимо дать более четкое определение ответственных государственных органов, в частности, системы образования за воспитание ребенка. Это обусловлено тем, что содержание закона говорит не только об ответственности родителей, но и школ, и других учреждений, регулирующих вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей, - говорит эксперт.
А все-таки он карательный?
В своем послании парламенту страны Президент Рахмон, напоминая, что укрепления связи между обществом, учреждениями образования и родителями регулируются рядом законов, в том числе Законом «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей», указал на отсутствие разработанных механизмов его должной реализации.
В целях контроля за исполнением Закона РТ «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» и координации деятельности уполномоченных органов в Исполнительном аппарате президента страны, при управлении гарантий прав человека, образован отдел по защите прав ребенка. По данному вопросу нам пообещали дать комментарии в ближайшее время.
Гулчехра Рахманова в интервью «АП» указала, что этот закон содержит спектр запретов для детей, которые могут широко трактоваться и вести к необоснованному ограничению свобод ребенка.
- Некоторые нормы закона противоречат принципам обеспечения наилучших интересов ребенка, закрепленных статьями 3 и 12 Конвенции «О правах ребенка», ратифицированной Таджикистаном, а также научно не обоснованы с учетом возрастной психологии, - говорит Г.Рахманова.
Г. Деревенченко считает, что серьезную озабоченность вызывает карательный подход к возможному неисполнению родителями обязанностей по обучению и воспитанию детей.
- Некоторые родители не имеют средств для обеспечения детей школьными принадлежностями, и в этом случае государство могло бы помочь этой семье решить эту проблему, вместо того, чтобы штрафовать, нанося тем самым еще больший урон семье, - говорит эксперт.
Между тем, в начале этого года были внесены поправки в Уголовный кодекс страны, согласно которым ужесточена ответственность граждан за нарушение требований закона «Об ответственности родителей в воспитании и обучении детей». Так, согласно новым нормам родители, которые препятствуют посещению школ детьми, будут привлекаться к уголовной ответственности.
Юрист Бюро по правам человека и соблюдению законности Гулчехра Холматова указала, что в ее практике было несколько случаев, когда в отношении родителей были приняты меры в виде штрафов, которые отрицательно влияли на семейный бюджет.
Обратным примером несправедливого наказания, по ее словам, является решение по делу сына бывшего руководителя ТЖД А. Хукумова, когда при последствиях автоаварии, при вождении автомобиля несовершеннолетним, наступила смерть трех лиц. Супруга Хукумова привлечена к административной ответственности и оштрафована всего лишь на 120 сомони.