Во всех школах Согдийской области, как и во всем Таджикистане, прозвенел «звонок зрелости». Непривычное для слуха название взамен «последнего звонка» ввели руководители Министерства образования страны еще семь лет назад, одновременно запретив выпускникам проведение торжественных линеек и школьных балов, а также ношение традиционных красных лент выпускников. Еще через три года чиновники министерства решили отменить осенние и весенние каникулы, которые были неотъемлемой частью учебной программы десятки лет. Насколько обоснованы уникальные, единственные в своем роде на всем постсоветском пространстве новшества в системе школьного образования, внедренные за последние несколько лет? Мы попытались найти ответ на этот вопрос…
С 2007 года Министерство образования отменило соответствующим приказом празднование окончания школы для выпускников, мотивируя такой шаг заботой об обеспечении безопасности школьников и избавлении родителей от «лишних затрат». Пожалуй, мы единственная страна на всем постсоветском пространстве, а возможно, и в мире, где отменен этот светлый и добрый праздник. Является ли логичным отмена выпускного бала в связи с соблюдением безопасности выпускников? Если да, то почему эти «выпускные» не отменяются в соседних странах? Чем отличаются наши школьники от их сверстников за рубежом? На всякий случай помимо «выпускного» отменена также и торжественная линейка, и сама линейка даже ограничена временными рамками. Если в отмене выпускного бала прослеживается какая-то логика, то в чем причина запрета торжественного мероприятия на школьном дворе в 8 часов утра? Приказы Министерства образования и науки напоминают армейские: «В течение 45 минут, с 8:00 до 8:45, выпускникам школ наряду с плановым выступлением администраций школ будет зачитан приказ министра образования и науки страны Нуриддина Саидова о проведении «Звонка зрелости» и о методах выпускных экзаменов», «Сразу после завершения «Звонка зрелости», согласно инструкции Минобрнауки, учащиеся отправятся в классы, где продолжатся занятия согласно расписанию». Парадокс в том, что эти приказы не выполняются, чему мы были свидетелями.
«Удерживать их до седьмого июня неправильно»
«ЧТО это, как не имитация бурной деятельности? - говорит мать выпускника. – Мы все еще помним тот незабываемый день, когда мы, нарядные, красивые, после торжественной линейки, на которой нас поздравляли и мы поздравляли, на которой дарили подарки нам и мы дарили, отправлялись на массовые гуляния. Да, были ЧП, но, наверное, это не дает права отменять ребятам детство!»
В течение десятилетий традиционно двадцатого июня проводился праздник для выпускников на уровне района, города, области, а теперь школьников заботливые чиновники Минобра всячески стараются оградить от посещения кафе и ресторанов, дабы, во-первых, избежать «несанкционированного празднования конца учебного года» согласно приказу, а во-вторых, чтобы не было эксцессов. Ответственность за «мониторинг» ситуации возложена на учителей, а также работников подведомственных Минобру районных и городских отделений. Учителя и работники отделов образования обходят все кафе и рестораны и запрещают пунктам общественного питания предоставлять свои услуги выпускникам. Вопрос: а насколько законно запрещать молодым людям праздновать столь знаменательную дату - окончание школы? Насколько законно запрещать владельцу кафе обслуживать группу выпускников, решивших вместе посидеть в кафе? Видимо, этими вопросами чиновники не задавались, раз эти запреты актуальны по сей день…
По мнению учительницы одной из школ Согдийской области, учеба до 7 июня идет во вред школьникам. Отметим, что все учителя, с которыми нам удалось встретиться и поговорить, настоятельно просили не называть их имен и фамилий во избежание будущих проблем. «Все школьники 25 мая видят по телевизору, что в других странах прозвенел последний звонок, – рассказывает преподаватель таджикского языка и литературы одной из пригородных школ, - и задаются вопросом, почему в Таджикистане учеба заканчивается седьмого июня, а не так, как в других странах. Мы говорим, что хотим соответствовать международным стандартам, но по детям видно, что они никак не ощущают эти международные стандарты…»
«Мы всеми правдами и неправдами стараемся занять школьников, охватить их школьной программой, но все же удерживать их до седьмого июня неправильно. Им надо готовиться к поступлению в вуз. Экзаменационный период в Центрах тестирования – 1–12 июля, а в школах последний экзамен пройдет 24 июня. Когда школьник сможет привести свои мысли в порядок, отдохнуть, когда успеет подготовиться к экзаменам?» - задалась вопросом наша собеседница.
«Реформы в сфере образования нужны, и никто не спорит с тем, что мы должны равняться на международные стандарты, - высказала свое мнение преподаватель химии средней школы города Чкаловска. - Но это должны быть всесторонне продуманные, на всех уровнях обсужденные решения, а не эксперименты. Мы пытаемся всячески привлечь школьников к той системе, которую внедрили наши чиновники от Минобра. Советская система общего среднего образования строилась на фундаментальных исследованиях известных ученых-педагогов. Сейчас то, что мы четыре месяца учимся и целый месяц отдыхаем, а потом опять до седьмого июня учимся, на мой взгляд, не совсем правильно. Устают дети, устают и учителя», - отметила она.
«Мы сейчас наблюдаем такую ситуацию, что даже «отличники» и «хорошисты» не успевают адаптироваться к нововведениям Минобра. Кроме учеников нагрузка в связи с отсутствием сезонных каникул отрицательно влияет и на педагогов. По себе могу сказать, что у меня артериальное давление прыгает то вверх, то вниз. Часто беспокоят головные боли. Кроме того, есть дети, у кого сотрясение мозга или иная травма, бывает, они теряют сознание на уроках. Многие постоянно спрашивают у нас таблетки», - сказала она.
Психолог Мухаррам Рахимова считает, что учеба без учета четвертных циклов, а тем более в жаркое время года может привести к истощению учащихся.
«Я часто бываю в школах, - рассказывает она. - Погода жаркая, учителя и школьники уставшие. Детям еще экзамены сдавать в такую погоду. Для детей сложно адаптироваться к новым условиям. Это приводит к неврозам, повышенной усталости, и попросту у ребенка заканчиваются физические ресурсы. Все эти аспекты специалисты должны брать во внимание. Мы, в силу разных причин, даем школьникам целый месяц каникул зимой и не думаем о том, что они отдаляются от учебы. По возвращении в школу детям понадобится две недели адаптации».
Рахимова выразила мнение, что все трудности возникают из-за того, что школьники привыкли к завершению учебного года 25 мая, и сейчас надо привыкнуть к 7 июня, и, может быть, ситуация измениться.
Учиться, учиться и еще раз учиться. Без каникул
У НАС в стране также имеется особенность с предоставлением каникул. Традиционные осенние и весенние каникулы были отменены приказом уже бывшего министра образования РТ Абдуджаббора Рахмонова от 18 октября 2010 года, они компенсируются, по сей день, за счет каникул в январе, когда школьники отдыхают на протяжении всего месяца.
«Все школьные каникулы переведены на январь в связи с тем, чтобы приглашенные в этот период на курсы повышения квалификации учителя, не срывая уроков, смогли их успешно завершить, - мотивировал это решение министр. - Кроме того, в этот период мы намерены провести предметные олимпиады для школьников, как на уровне районов, так и на уровне городов и областей», - рассказывал «АП» тогда Рахмонов.
Министр отмечал, что до этого решения подготовка к олимпиаде делалась в спешке, за 1-2 дня, в результате чего на олимпиады попадали случайные школьники. Также, по мнению А.Рахмонова, в этот период будет возможность организовать подготовительные курсы для выпускников, на которых они будут готовиться к поступлению в вузы страны.
«Такая форма обучения применяется во многих странах, и в этот период можно организовать ряд мероприятий, не отрывая ни школьников и ни учителей от занятий», - заявлял он.
Однако существует мнение, что данное решение является вынужденным в период острой нехватки электроэнергии и жесткого лимитирования электроподачи, который как раз приходится на месяц январь. А чтобы не сильно отставать от школьной программы, Министерство образования решило отменить осенние и школьные каникулы, а также продлить учебу до 7 июня.
По мнению матери двух школьников, которая попросила не указывать ее имени, каникулы зимой на протяжении целого месяца является для нее большой проблемой. «Для меня это является большой трудностью, – жалуется наша собеседница, – так как у меня работа, и детей занять нечем, поехать отдыхать куда-то мы тоже не можем себе позволить».
Также, по ее мнению, отрыв от учебы на протяжении целого месяца отрицательно влияет на ее детей, так как они забывают учебную программу и отвыкают от школьного режима.
После январских каникул во многих регионах страны, в том числе и в Согдийской области, в феврале наступило сильное похолодание. Чиновники были вынуждены предоставить внеочередные каникулы в школах.
Так называемый карантин опять выдвинул на передний план вопрос об успеваемости учеников, проблему с освоением учебной программы. В связи с чем Министерство образования выпустило указ, согласно которому школьники должны были учиться без выходных, семь дней в неделю, до конца апреля. Данное решение вызвало бурю негодования среди общественности. Правозащитники заговорили о нарушениях национального законодательства, вплоть до нарушения конституционных прав.
Тогда эксперты говорили о противоречии данного приказа статье 37 Конституции Республики Таджикистан, в которой говорится о том, что «каждый имеет право на отдых. Это право обеспечивается путем установления продолжительности рабочего дня и недели, предоставления оплачиваемого ежегодного отпуска, еженедельных дней отдыха и иными условиями, предусмотренными законом». Также это решение противоречило статье 79 Трудового кодекса, который устанавливает следующее требование: «Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе – один день. Общим выходным днем является воскресенье». Кроме этого, такое решение сводило на нет Конвенцию о правах ребёнка, ст. 31 которой предусматривает, что государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг.
«Органам, осуществляющим надзор за выполнением законов, необходимо проверить содержание данного приказа на его соответствие нормам национального и международного законодательства и отреагировать в рамках своих полномочий», - говорили тогда эксперты. Благо, министерство быстро отреагировало и провело скорейшее рассмотрение данного нормативно-правового акта министра образования на соответствие основному закону страны и международно-правовым нормам, ратифицированным нашей страной, и данное решение было отменено.
Абитуриентов стало меньше
«ЕСЛИ все принятые решения и соответствующие приказы направлены на то, чтобы наши дети могли усвоить учебную программу, тогда чем можно обосновать то, что в месяц как минимум три раза наши дети ходят на субботники?» - спрашивают родители.
«Мы не против, чтобы наши дети занимались общественно полезным трудом, но мы постоянно слышим, что в силу различных объективных причин наши дети отстают от учебной программы. Наверное, в первую очередь надо думать не о субботниках, а об учебной программе»,- говорит родитель.
Мы попросили прокомментировать описанные выше вопросы руководителя Управления образования Согдийской области Мухаббат Бободжонову.
По словам Бободжоновой, в этом году среднюю школу закончило 30 тыс. 835 учеников, из которых около 13 тыс. выпускников подали документы в Национальный центр тестирования. «Примечательно, что наш анализ выявил, что в городах Худжанд, Чкаловск и в Бободжон-Гафуровском районе количество поданных документов на поступление в вуз меньше, чем в предыдущие годы. Это, по нашему мнению, вызвано тем, что те, кто рассчитывал на родственников и третьих лиц, не рискнули подавать документы. Подали документы только те, кто уверен в своих знаниях. Хотя это выяснится после подведения итогов экзаменов», - рассказывает она.
Комментируя мнение учителей о вреде отмены сезонных и предоставления январских каникул, а также продления учебного года, Бободжонова выразила мнение, что эта система имеет как отрицательную, так и положительную сторону.
«Когда школьник целый месяц не учится, даже будь это ученик начальных классов, если нет повторения пройденного материала, то он забывает полученные знания. Однако есть и положительные моменты. Если взять в пример отдаленные районы, то там ситуация очень тяжелая, связанная с обеспечением электричеством. Проводились встречи и консультации с родителями учеников, которые выразили удовлетворение предоставлением каникул в январе», - отметила она.
Мы спросили Бободжонову также о системе рейтингов и неоправданно завышенных оценках.
«Эта для нас новое явление. Мы недавно встречались с заместителем министра образования, с участием ведущих учителей, которые высказали мнение, что оценки завышенные. Мы высказали все свои соображения. По этому поводу министр распорядился, чтобы были собраны все предложения, которые будут изучены. Я надеюсь, что эта система будет доработана».
В конце беседы Бободжонова прокомментировала распоряжение властей о запрете проведения выпускных балов и ношения выпускниками красных лент.
«Запрет на проведение выпускных вечеров прежде всего связан с вопросами соблюдения общественного порядка и безопасности выпускников. А также это шаг в удержании от бесполезных финансовых затрат. Перед принятием решения о запрете проведения выпускных торжеств можно было наблюдать некорректное поведение со стороны некоторых выпускников, в том числе и пьянство. Я считаю, это хорошо, что отменили эти мероприятия. Это и для родителей хорошо, они не будут беспокоиться за своих детей, не будут делать лишние затраты», - подытожила нашу беседу Мухаббат Бободжонова.
Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что система образования в Таджикистане находится в переходном периоде, и «нововведения» наверняка еще последуют. Конечно, власти пытаются не отставать от современных методик, проводить реформы, чтобы нашу школу приблизить к международным стандартам. Единственно, чего бы хотелось, это то, чтобы современные школьники не становились подопытными кроликами современной системы образования.