Который год на пространстве СНГ бурно обсуждают тему трудовой миграции, она будоражит практически всех: ее обсуждают на кухнях, на конференциях, о ней говорят президенты и премьер-министры. Но!..
Отчет ради отчета – лишь так можно характеризовать деятельность министерств и ведомств Таджикистана по выполнению стратегии по миграции.
В ТЕЧЕНИЕ 2013 года в России в области миграции было разработано и принято около 30 новых законов и поправок к старым, большая часть из которых уже начала действовать. Правовое поле сотрудничества Таджикистана и России в различных сферах заложено в свыше 240 подписанных договорах и соглашениях.
В 2013 году взаимный товарооборот составил 1,2 млрд долларов, на долю России приходится 50 процентов прямых иностранных инвестиций, накопленных в экономике Таджикистана. Все это косвенным образом связано с миграцией населения.
Миграция требует системной работы, глубокого анализа при солидной теоретической базе данных.
В Таджикистане должна быть своя стратегия или миграционная доктрина, миграционные процессы должны быть контролируемыми и регулируемыми со стороны государства. Соответствующие документы должны подкрепляться конкретным анализом.
Однако у нас нет работающей системы; начиная с районов и до правительства – все должны реально оценивать ситуацию - по каким специальностям и на какие предприятия могут привлекаться наши граждане за рубежом. Исходя из этого, необходимо приступить к их подготовке на базе ПТУ (лицеев), вузов, общеобразовательных школ, специальных курсов.
Есть еще две базы подготовки кадров. Первая - во время службы. Здесь есть возможность подготовить специалистов - водителей, токарей, электриков, сварщиков и др. И вторая - исправительно-трудовые колонии. Что будут делать после освобождения эти молодые люди? Их надо учить профессиям, пока они сидят там.
Альтернатива безальтернативному
ЕСЛИ посмотреть на то, как выстраивают свою миграционную политику другие страны, то существует некий отбор. Практически в любой развитой стране есть отбор мигрантов. Отбирают тех, кто может работать по тем специальностям, на которые не идут свои граждане. У нас ничего подобного нет, то есть никаких фильтров не существует. Въезжают все, кто хочет, а не те, кто действительно нужен.
Мы не производим в принципе никакого отбора трудовых мигрантов, но мы сейчас находимся на таком отрезке нашего развития, что в ближайшее время и мы, и работодатели уже начнем это делать. Например, ФМС приступает к подготовке будущих мигрантов на базе существующих ПТУ Таджикистана, то есть чтобы они приезжали уже подготовленные к той работе, которая нужна для РФ. Не просто в поисках какой-то работы, а уже идет профессиональная подготовка. На этот проект АБР планирует предоставить грант в размере 20 миллионов долларов.
Спустя 20 лет нам необходима новая современная миграционная модель развития, которая не только подтянула бы крупный бизнес, но и дала бы движение малому и среднему. Нам нужно стремиться к инновациям.
Мы попытались проанализировать результаты труда наших мигрантов с мигрантами Украины. Но приведем для начала некоторые цифры. Объем денежных переводов физических лиц в Таджикистан в 2013 году вырос почти на 12% по сравнению с показателем 2012 года. По данным Агентства по статистике, в 2013 году частные лица перевели в Таджикистан 20,1 млрд сомони, или примерно $4,2 млрд.
А теперь картина, которая у нас получилась.
Количество мигрантов из Украины - то же, что и из Таджикистана. Но… По итогам 2012 года украинцы перевели домой 7,5 миллиардов долларов, в 2013 году – 6,2 миллиарда. Таджикские мигранты соответственно.
Напрашивается простой вывод. Наши мигранты получают в два раза меньше, чем украинские, выполняя второстепенную работу. Значит, нам необходимо продумать систему подготовки кадров, начиная со школы и заканчивая вузами.
В противном случае нужно возвращать мигрантов. 72% наших мигрантов работают на строительных площадках, их можно реэмигрировать - в Таджикистане идет строительный бум, строители нам нужны.
Если мы не дадим хорошую специальность нашим мигрантам или не вернем их на отечественные стройки с гарантированной оплатой, то ситуация может сложиться для нас куда серьезнее, чем можно предположить.
Есть негативный вариант исхода. Сейчас в РФ хлынули беженцы из Украины, естественно, это не может не сказаться на российском рынке труда. Они будут вытеснять трудовых мигрантов из других стран СНГ. И можно предположить два варианта событий. Первый. Для них будут созданы все условия в ущерб другим мигрантам, в том числе таджикским. Второй вариант. Если будут введены визы между РФ и Украиной, количество украинских трудовых мигрантов сократится.
На российском рынке труда произойдёт смена ориентиров. Она может быть более или менее болезненной, более или менее ощутимой. Нам нужно надеяться на лучшее. Но готовиться к худшему…
Миграционная политика – это тоже политика
ГЛАВНОЕ - не столько спрогнозировать будущее, сколько сформировать его. Но резкие импульсивные шаги – не наш метод. Необходимо менять общественное мнение вокруг миграции. А для того чтобы начать так действовать, надо изменить соответственно и воспитание.
В этой связи и с точки зрения краткосрочных и долгосрочных стратегий надо акцентировать внимание общества, государственных структур на роли образования в решении существующих глобальных проблем. Идея «образование в течение всей жизни» сейчас реализуется на всем земном шаре в разных формах, ведь научить учиться – это значит научить уметь предвидеть проблему, заранее принимать меры. То есть в нашей ситуации надо готовиться и готовить к трудовой миграции.
Как я уже говорил, нужно во всех вузах организовать спецкурсы по миграции; приступить к подготовке миграциологов. Тема миграции должна стать приоритетным направлением в экономических, международных и других специальностях.
И второе. С участием специалистов нужно провести многомасштабное исследование по всем домохозяйствам и получить реальную картину для разработки стратегического планирования развития страны. Это необходимо как воздух для нашей экономики. Каким бы жестоким ни был результат, всегда есть способ найти пути решения и разобраться в том, где ложь, а где истина.
Нам следует срочно менять информационную политику - вместо замалчивания подробно освещать то, что происходит в миграционном поле. В Таджикистане ведь от любви до ненависти полсантиметра, а отрывочные сведения - это почва для формирования негативного общественного мнения.
Миграция – настолько сложная и комплексная тема, что, даже создав одно Министерство, мы не обобщим все проблемы миграции в одном ведомстве. Вот почему сегодня необходимо создать постоянно действующую комиссию во главе с премьер-министром страны. В РФ такая комиссия существует несколько лет, и возглавляет ее первый вице-премьер - Игорь Шувалов. Такая же комиссия должна работать во всех областях, городах и районах.
…До сих пор попытки оценить таджикский миграционный фактор оставались для Таджикистана и для России задачей теоретической. Пришло время перевести расчёты в практическую плоскость, чтобы понять, какую экономическую, социальную и политическую выгоду может принести нашим странам трудовой мигрант.
Миграция - это своего рода банк: как и сколько вложим - столько и получим. Не вложим, не уделим внимания, не позаботимся - получим соответствующий ответ.