Трудовая миграция остается одной из самых прибыльных, и, в то же время одной из самых проблемных сфер в Таджикистане. Ежегодно на сезонные заработки по разным оценкам выезжают свыше 1 млн. таджикистанцев.
Именно эта категория граждан сохраняет экономическую и политическую стабильность в стране, где промышленность практически не развита, нет рабочих мест, и государство, пока, не способно обеспечить людей достойной работой и соответствующим заработком.
В этой связи, по мнению экспертных кругов, государству необходимо серьезно заняться проблемами трудовых мигрантов, защищать их права, содействовать в трудоустройстве, а для этого необходим четкий механизм, регулирующий этот процесс.
«Нам пора признать трудовую миграцию важнейшей отраслью нашей национальной экономики», - заявил в интервью «Авеста», политолог Саймуддин Дустов.
«Если ежегодно трудовая миграция приносит порядка 3,8 млрд. – половину ВВП республики, то они (трудовые мигранты), естественно, являются самыми лучшими представителями экономически активного населения республики», - уверен Дустов.
«Посмотрите, из почти 7,5 миллионного населения республики экономически активными являются свыше 2,9 млн. человек. Порядка 900 тыс. из них - это трудовые мигранты. Обратите внимание, двумя миллионами экономически активным населением республики, приносящим ежегодно около $2,3 млрд., руководит 50-тысячный чиновничий аппарат разных уровней, а проблемы 900 тыс. мигрантов, которые приносят около 3,9 млрд. решает 80-90 человек в лице сотрудников Миграционной службы. Для сравнения, 1,5 тысячным «отрядом» «бюджетных танцовщиц» заведует 100 человек. Так кому же отдает предпочтение государство?», - задает вопрос эксперт.
«Сейчас государству необходимо поддержать бюджет Миграционной службы, и увеличить штат сотрудников. Считаю, что пора минимум в 10 раз увеличить штат Миграционной службы, и раз в 20 финансирование этого ведомства, все затраты окупятся за счет наиболее лучшего размещения и эффективности трудовых ресурсов. Потом, учитывая значимость сферы трудовой миграции, необходимо, чтобы в ведомстве, курирующем данное направление, работали высококвалифицированные специалисты», - резюмировал Дустов.
Говоря о сфере трудовой миграции, за улучшение деятельности миграционной службы выступил другой независимый политолог Абдугани Мамадазимов, отметивший в интервью «Авеста», что “подготовка технических кадров и изучение иностранных языков должны быть первоочередными задачами Миграционной службы Таджикистана”.
По словам Мамадазимова, когда нависла угроза массовой депортации таджикских трудовых мигрантов из России в период рассмотрения дела российского пилота, таджикская миграционная служба заявила, что отправит трудовых мигрантов в Белоруссию. Однако, белорусская сторона тогда заявила, что не может принять более 1 тыс. мигрантов.
«Для улучшения деятельности миграционного ведомства нужны высококвалифицированные специалисты, способные делать глубокий анализ при изучении иностранного рынка труда. Именно эти качества поспособствуют не только изменению нынешнего положения таджикских трудовых мигрантов, но, и трудоустройству членов их семей (женщин домохозяек) внутри республики”, - подчеркнул политолог.
“К примеру, Миграционная служба вместе с министерством труда и социальной защиты могли бы привлекать какую-то часть средств, переводимых трудовыми мигрантами, с их согласия на создание швейных и других произвдственных цехов, где работали бы жены и сестры мигрантов”, - предлагает Мамадазимов.
“Реальное положение дел на сегодня, таково, что больше половины от общей суммы денежных переводов (более $3,5 млрд.) идет на покупку продуктов питания”, - отметил он.
“Миграционная служба Таджикистана принимает меры для диверсификации трудовой миграции в такие страны, как Катар и Южная Корея, однако, опять-таки возникает вопрос с квалификацией и языком”, - заключил эксперт.