Мижгона, работающая более 10 лет в государственном учреждении, была вынуждена изменить свое отношение к коллегам мужчинам после интимных предложений и недостойного поведения одного из руководителей.
Она говорит, что привыкла общаться с коллегами с улыбкой на устах и именно ее добродушие некоторые коллеги восприняли как легкое поведение и шанс использовать ее для интимных связей. Мижгона говорит, если бы она не знала о своих правах и не изменила бы свое поведение, обязательно подверглась бы сексуальному домогательству:
“То, что я разговариваю улыбаясь, приняли за легкомыслие, и решили что могут иметь со мной другие отношения. И я после того, как услышала недостойные предложения и разговоры, была вынуждена стереть улыбку со своего лица. То же самое касается и одежды, когда хочешь одеваться красиво и в то, что тебе нравится, иногда это воспринимают неправильно”.
По словам Мижгоны, чаще руководители на предприятии относятся к женщинам не как к работнику, а как к средству удовлетворения их похотливых потребностей, и в таких случаях, если женщина покажет страх и не знание своих прав, обязательно повергнется сексуальному насилию. Эксплуатация, или сексуальное домогательство на работе является одним из пяти рекомендаций Комитета ООН правительству Таджикистана, которое этой страной выполнено частично и специально по этому поводу в законодательство никаких особенностей введено не было.
Этот правовой орган рассмотрев 40 рекомендаций ООН, проанализировал 11 важнейших пунктов из них и определил. Что лишь 5 рекомендаций этой организации частично выполнены правительством Таджикистана и 6 других вообще не принимались во внимание.
Автор отчета и руководитель информационно-аналитического центра по правам человека в Таджикистане Мадина Усмонова в беседе с Радио Озоди сказала, что исследование с целью анализа состояния исполнения рекомендаций ООН и готовности очередного отчета Таджикистана в этом комитете ООН.
Усмонова говорит: “Одним из рекомендаций, связанных с сексуальной эксплуатацией в Таджикистане было предложение комитета ООН рассмотреть эти действия в рамках уголовного законодательства. В УК РТ есть статья, согласно которой предусмотрено наказание за принуждение к интимным связям. Однако специальной статьи за сексуальную эксплуатацию на работе в законодательстве страны нет. Другая рекомендация связана с семейным насилием, и Таджикистан принял закон, однако за такие преступления предусмотрены административные наказания. Также имеются рекомендации касающиеся принудительного переселения, обеспечения населения централизованной питьевой водой, равного доступа инвалидов к образованию, которые также выполнены частично».
Тем временем депутат парламента Таджикистана Махмадал Ватанов говоря о одной из статей сексуальной эксплуатации на работе, отметил Таджикистан создал все необходимые условия для сексуальной защиты человека и всякое домогательство согласно закону подлежит наказанию, и нет необходимости во внесении изменений.
«Это одно из пяти тягчайших преступлений в УК РТ. В уголовном кодексе имеется статья, касающаяся покушения на честь, злоупотребления служебным положением в качестве отягчающих обстоятельств. И за всякого рода подобные действия в отношении работника предусмотрено наказание. Конечно, может быть, форма написания в нашем законодательстве несколько отличается от некоторых международных документов, но мы должны учесть, что международные документы пишутся в общих чертах, но у нас по-другому, что неправильно понимается, как будто нет в законодательстве, или не соблюдается».
Согласно информации организаций по работе с женщинами, фактов домогательств руководителей в отношении женщин на работе не мало, но большинство этих дел квалифицируются как грубое отношение и половая дискриминация и не доходят до судов, но даже если и доходят, в основном не решаются в пользу женщин.
Хабиба Мансурова, одна из таджикских работниц говорит: «Немало случаев, когда для того, чтобы поступить на работу, или остаться на ней, на некоторых предприятиях женщинам и девушкам предлагают «пройти через постель», или им угрожают не повысить зарплату, если они откажутся. Если справедливость восторжествует, жалоб будет больше и проблема будет изжита».
Психолог Центра доверия Комитета по делам женщин Зарина Кенджаева приводит в качестве примера случай, произошедший в районе Вахдат, когда молодая сотрудница обратилась в центр по поводу домогательств своего коллеги и просила помощи, но потом испугавшись угроз отказалась доводить дело до суда.
«У этого парня родственник имел высокий пост. Она испугалась, что он может создать проблемы ее семье, потому что на всякое способен. Обращений мало, но в некоторых случаях это происходит по согласию обеих сторон»
По мнению известного правоведа и руководителя общественной организации «Перспектива плюс» - Ойнихол Бобоназаровой, главная проблема в настоящее время не в законодательстве, а в мировоззрении населения, которое опасаясь позора, скрывает свои проблемы.
Бобоназарова говорит, женщины с подобными жалобами приходят на порог общественных организаций и изливают душу, и даже пишут свои жалобы, но на этом заканчиваются их усилия.
«Случаев много, но так общество имеет на эту проблему свой взгляд, обвинят наоборот женщину, поэтому жалоб мало. В прошлом году с подобной проблемой обратилась женщина, и даже дошла до суда, но не была поддержана, не смогла доказать. Руководители предприятий совершают это, и суд не принимает во внимание. Была даже девушка, которая говорила, я не буду жаловаться, только помогите покинуть Таджикистан. Боялась».
По утверждению правоведов, в некоторых случаях женщины не противостоят подобным действиям, чтобы не потерять рабочее место и руководство пользуется их беззащитностью. Но есть мнение о том, что иногда сами женщины используют иные пути для продвижения по службе и повышения зарплаты.
Бобонарова говорит, что необходимо больше говорить об этих проблемах в СМИ и правительство должно больше уделять им внимание, чтобы приструнить чиновников. Тем не менее, нет точной статистики о сексуальной эксплуатации, но за последние годы наблюдалось несколько исков по воду таких отношений руководителей предприятий к сотрудницам. Три года назад секретарша одного предприятий подала в суд на начальника, который домогался ее на работе.
Зарангези Наврузшо