Скандал вокруг таджикской газеты «Азия плюс» («АП») получил международную огласку. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович, выступая в Нью-Йорке на Международной конференции по вопросам свободы медиа, выразила сожаление в связи с решением суда в Душанбе по делу «Интеллигенция против журналиста Ольги Тутубалиной», которое негативно отразится на свободе слова в Таджикистане. Генеральный секретарь Медиа Альянса Таджикистана Гульнора Амиршоева полагает, что власти пытаются задавить независимые СМИ, особенно русскоязычные, чтобы еще раз доказать свою силу.
Причиной разразившегося скандала стала статья редактора издания «Азия плюс» Ольги Тутубалиной «Неинтеллигентно об интеллигенции». Она была опубликована в июне 2013 года, и в ней автор использовала цитату Ленина: «Интеллигенция – это не мозг нации, это ее г…» Так говорил вождь мирового пролетариата Владимир Ленин, так хочется сказать и мне». Таджикская интеллигенция обиделась и подала исковое заявление в Экономический суд Душанбе. Основным истцом выступил Союз писателей Таджикистана, соистцами – Академия наук Республики Таджикистан, Союз художников Таджикистана, Союз композиторов Таджикистана, Союз архитекторов Таджикистана и кандидат медицинских наук Дильбар Абдиева. В своем заявлении они указали, что своей статьей автор оскорбила целую социальную прослойку общества, и потребовали возместить моральный ущерб.
После семимесячного разбирательства 25 февраля 2014 года суд вынес решение, согласно которому редакция газеты и ее редактор Тутубалина должны выплатить 30 тыс. сомони (около 7 тыс. долл.) трем физическим лицам, которые выступили в качестве истцов. Но Тутубалина убеждена, что никого не оскорбляла, а, наоборот, отметила истинную роль и место, которое интеллигенция занимает в современном обществе, использовав общеизвестную неоднократно публиковавшуюся цитату Ленина.
Главный редактор газеты «Азия плюс» Умед Бабаханов сказал «НГ», что решение суда сюрпризом для редакции не стало. «Надо быть очень наивным человеком, чтобы не понимать, почему в суд на «Азию плюс» так дружно, как по команде, подали сразу пять творческих и научных организаций страны, почему этот странный иск был судом принят и доведен «до победы» вопреки здравому смыслу. Еще один показательный штрих: судебный процесс продолжался целых семь месяцев. Почему? Ведь там не было никаких запутанных обстоятельств, требующих длительного расследования, не было кучи свидетелей, которых надо было опросить. Там была всего одна фраза Ленина и мнение журналиста о том, что Владимир Ильич был прав. И все! Судья, в чьей компетенции и профессиональных качествах лично я не сомневаюсь, думаю, сделала для себя вывод сразу, как только ознакомилась с исковым заявлением «представителей интеллигенции», – заявил Бабаханов «НГ». По его мнению, если бы судья принимала решения самостоятельно, то вердикт был бы вынесен еще в августе прошлого года, но в том-то и «проблема нашей страны – судебные решения принимаются совсем в других кабинетах».
Умед Бабаханов, учитывая некоторые замечания «людей, вхожих в коридоры власти», полагает, что «кто-то в высоком кабинете решил проучить «АП», а заодно взять газету на короткий поводок накануне прошедших в ноябре прошлого года президентских выборов». «Когда политическая кампания благополучно завершилась, дело хотели спустить на тормозах, но после серии критических материалов «Азии плюс» последовала новая команда – довести дело до конца», – сказал «НГ» Умед Бабаханов. По его мнению, если репрессивное решение суда не будет изменено, Таджикистан может потерять одно из немногих своих достижений – относительную свободу СМИ. После таких «судебных решений» мы рискуем потерять и его», – сказал «НГ» Умед Бабаханов. Схожего мнения придерживается Гульнора Амиршоева, полагающая, что на примере «Азии плюс» власти желают запугать другие издания, «усиливая и без того имеющую место самоцензуру среди журналистов и собственников изданий».
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев заявил «НГ», что восточные деспотии никогда не нуждались в свободе слова и это подтверждает обвинительный приговор Тутубалиной. По его словам, когда Таджикистан находится на грани вымирания по вине правящего режима, именно интеллигенция должна возвысить голос против этой ситуации, а не по команде сверху набрасываться на тех, кто осмеливается сказать хотя бы часть правды. «Не буду оригинален, по поводу суда написал Грибоедов: «А судьи кто?» И добавить нечего. В республике сложился режим восточной деспотии в ее почти классическом виде. В систему не вписываются ни настоящая интеллигенция, ни честная журналистика, ни праведные суды», – сказал Князев. По его мнению, интеллигентность в большей степени присуща именно Ольге Тутубалиной и другим таджикистанским журналистам, чем тем, кто обратился в суд с иском.