Бесплатное образование прописано в таджикской Конституции, но отныне только для того, чтобы сдать вступительный экзамен в вузе, абитуриент обязан заплатить 150 сомони.
Эксперты заявляют, что взимание денег незаконно.
С 1 МАРТА в Таджикистане началась регистрация абитуриентов для поступления в вузы. Перед самым началом регистрации Национальный центр тестирования объявил, что за услуги НЦТ придется платить по 150 сомони, без альтернативы.
- Плата предполагалась изначально, - говорит пресс-секретарь НЦТ Ситора Назарова. – Нужно сказать, что в других странах, так же как и у нас, обслуживание абитуриентов платное. Например, в Азербайджане и в ряде других стран, у которых похожая система. Поэтому в соответствии с пунктом 7 документа «Порядок и способы проведения вступительных экзаменов в вузах», который утвержден распоряжением министра образования и науки 25 ноября 2013 года (№2935), оговорено, что обслуживание абитуриентов при централизованном тестировании будет платным. И цена будет определена со стороны НЦТ по согласованию с Антимонопольной службой, что и было сделано на днях.
По словам Назаровой, плата предусмотрена за услуги: перевозка документов в экзаменационные центры, охрана и прочее.
Специалисты уверены, что расходы по процессу экзаменирования должно брать на себя государство.
«Незаконно и противоконституционно!»
Рахматилло ЗОЙИРОВ, глава Юридического консорциума, говорит, что инициирование обязательного платного мероприятия государством противоречит законодательству.
- Собирать по 150 сомони - это и незаконно, и - в организационном и правовом смысле – противоконституционно, - говорит он. - Дело в том, что любое мероприятие, инициируемое со стороны правительства (скажем, например, оно хочет перерегистрировать общественные объединения, партии), - это никогда не может быть осуществлено каким-либо образом за счет этих объединений. Это должно быть сделано полностью за счет госбюджета, то есть за счет инициатора. В данном случае НЦТ ведет деятельность при президенте. И мероприятия должны быть осуществлены полностью за счет государства, - указывает юрист.
С другой стороны, по словам Зойирова, система образования, в том числе тестирование, входит в понятие права граждан на образование, что предусмотрено в конституции.
- Более того, есть статья 45 Конституции, по которой любые мероприятия, тем или иным образом ухудшающие положение налогоплательщика (а в данном случае налог на образование и на другие отрасли и так собираются), не могут иметь силы, а введение еще 150 сомони – это является дополнительным бременем для налогоплательщика. Поэтому и по этой норме такие мероприятия должны осуществляться, в соответствии с законодательством, за счет государства. Исключение составляет только один случай: если это будет осуществляться на добровольной основе или в соответствии с тем или иным договором, соглашением.
Ну а поскольку альтернативы нет, нет договорных, правовых отношений между тем, кто предоставляет эти «услуги» и потребителем, это все незаконно.
Баходур ХАБИБОВ, глава Союза потребителей, говорит, что обязательное платное пользование услугами центра нарушает право на свободный выбор услуг.
- Юридически услуги центра регулируются теми же нормами, что и оказание других видов услуг, например услуги химчистки или сапожной мастерской. Никаких привилегий центр иметь, по сути, не может. Указанное распоряжение министра образования и науки от 25 ноября в части оплаты услуг НЦТ нарушает нормы закона РТ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В частности, статья 6 закона устанавливает норму, что «органам госвласти, местным исполнительным органам госвласти и органам самоуправления поселка и села запрещается принимать акты или совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозсубъектов». Налицо нарушение законодательства, причем прямое - все абитуриенты страны обязаны платить за услуги НЦТ, это просто монопольное ограничение и, в принципе, «отличный и постоянный бизнес». И еще, обязательное пользование услугами центра нарушает нормы закона «О защите прав потребителей», в части права на свободный выбор товаров, работ и услуг.
«Речи о платном тестировании не было…»
КРОМЕ ТОГО, специалистов возмущает и сама сумма сборов.
Количество абитуриентов растет. В прошлом году в вузы подали документы 45 тыс. человек. При таком количестве уже в этом году абитуриенты заплатят НЦТ порядка 7 млн сомони (почти $1,5 млн). По таджикским меркам это огромные деньги.
Георгий КОШЛАКОВ, профессор РТСУ:
- Плата, и такая большая, за сдачу экзаменов - это неправильно. Во-первых, по логике вещей, почему я должен платить «за сдачу экзамена»? Разве кто-то платит за ЕГЭ в России? Это берет на себя государство. Я окончил школу и подаю документы на бюджетное отделение. Сдал экзамены – меня приняли, не сдал – нет. Но никогда за такие услуги не платили. По старой системе платят, но это за оформление документов, за бумаги, скоросшиватели, справочник. И это мелочи – сомони 15-20. Но 150 – это огромная плата. При внедрении новой системы речи о платном тестировании не было, - отмечает профессор. - Если бы предполагалось, должны были ранее сообщить общественности.
Назархудо ДАСТАМБУЕВ, директор департамента образования Фонда Сороса (Фонд - один из партнеров по разработке данной системы), напротив, говорит, что 7 млн сомони «не столь большая сумма».
- Первоначально предполагалось даже до 200 сомони на услуги, но, к счастью, стало 150, - говорит Дастамбуев. - Это очень небольшая, приемлемая сумма, даже для малоимущих. Скажем, для абитуриента из малоимущей семьи из Мургаба - я знаю, что оттуда до Хорога дорога обойдется в 600 сомони, а оттуда до Душанбе еще 300 сомони. А сейчас они могут сдать экзамены вблизи дома. Поэтому, и еще учитывая то, что в этой системе не будет никакой коррупции, не придется платить за «разные вещи», такой размер платы очень приемлем и правилен.
…Между тем расстояние до пунктов сдачи документов для абитуриентов изменилось не сильно. Из Мургаба теперь не придется приезжать в Душанбе, но придется ехать в Хорог, куда дорога, как отметил сам Дастамбуев, обходится в 600 сомони.
По республике, в принципе, открыто всего только 20 регистрационных пунктов. Причем шесть из них в столице.
Далер НАЗАРОВ, абитуриент, приехал из Нурека. Все расходы у него составили 230 сомони.
- Медсправка обошлась в 50 сомони, плата НЦТ – 150, дорога Нурек–Душанбе–Нурек стоит 30 сомони, - говорит он.
Аспирантка ГУЛЬЧЕХРА считает нововведение «не совсем обдуманным».
- Как абитуриенты из отдаленных районов, не имея стабильного дохода, смогут оплатить участие во вступительных экзаменах? Обучение в платных группах возможно, и это воспринимается уже нормально, но не право же участия в экзаменах?