Закон «О трудовой миграции» в Таджикистане всё еще не принят, что вызывает множество вопросов у таджикских правозащитников.
Данный вопрос сегодня был одним из главных в ходе презентации в Душанбе «Национального плана действий по выполнению рекомендаций Комитета ООН по защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей на 2013–2017 годы», утвержденного правительством РТ 22 июня 2013 года.
Презентация состоялась в рамках круглого стола «Имплементация рекомендаций Комитета ООН по правам трудящихся мигрантов Республикой Таджикистан», организованного ОО «Центр по правам человека» и Центрально-Евразийским проектом Института Открытое Общество в сотрудничестве с отделом конституционных гарантий прав граждан исполнительного аппарата президента Таджикистана.
Координатор программы по трудовой миграции Общественной организации «Центр по правам человека» Нодира Абдуллоева в ходе выступления отметила, что в заключительных замечаниях Комитета ООН по защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей отмечается, что в Национальной стратегии по трудовой миграции недостаточно освещены вопросы, связанные с реинтеграцией возвратившихся трудящихся мигрантов.
«Сейчас для Таджикистана это особенно важно, тем более, что огромное число, если не ошибаюсь около 50 тыс. граждан Таджикистана, имеют запрет на въезд в Россию», - отметила она.
Одним из важных рекомендаций Комитета ООН по защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей на 2013–2017 годы является и то, что Таджикистан должен принять незамедлительные меры по решению любых фактов коррупции, в частности в некоторых консульствах в странах трудоустройства. «Комитет рекомендует проводить расследования по факту заявлений по фактам коррупции со стороны некоторых работников таможенных и пограничных служб, которые, как утверждается, участвуют в вымогательстве денег или получении взяток», - отмечается в Национальном плане действий.
В рамках Национального плана действий Комитет ООН по трудовой миграции отметил вопросы так называемого «Груза 200» - транспортировка тел умерших трудовых мигрантов на родину. Комитет рекомендует Таджикистану установить четкие процедуры и нормы репатриации в государства-участника тел умерших таджикских мигрантов и членов их семей и содействовать такой репатриации путём обеспечения бесплатной транспортировки тел.
Стоит отметить, что МВД Таджикистана с 2001 года проводит сбор, обобщение и анализ причин и условий гибели граждан РТ в других странах. К примеру, за 2006 год число «Грузов 200» было 356, а уже по итогам 2012 года это число превысило 1 тыс.
Правозащитница Ойнихол Бобоназарова уверена, что эти и другие многочисленные вопросы по трудовой миграции можно решить, приняв соответствующий закон «О трудовой миграции», который 4 год согласуется в ведомствах и никак его не примут.
«Я знаю, что против этого закона выступают МИД и ГКНБ, так давайте обсудим, почему так происходит и примем наконец-то этот закон. Почему соглашения в рамках СНГ не работают? Вопрос мигрантов должен быть первоочередным для нас и эти вопросы надо решать сейчас», - сказал она.
Бобоназарова выразила обеспокоенность тем, что в России началась «охота» на беременных трудовых мигранток, которых при выявлении отправляют обратно на родину и, по мнению правозащитницы, это прямое нарушение прав человека.
Затрагивался вопрос о создании и финансировании фонда помощи мигрантов, который выносится на обсуждение в течение нескольких последних лет, однако так и не находит решения.
Начальник главного управления трудовой миграции Миграционной службы РТ Толиб Шарипов в ходе круглого стола отметил, что министерство финансов выступило против создания такого фонда и отказалось финансировать его из бюджета страны.
«Мы тоже пытаемся ускорить процесс принятия закона, но результатов нет, так как многие не понимают его важность и это большая проблема», - отметил он.
Глава отдела конституционных гарантий прав граждан исполнительного аппарата президента Таджикистана Музаффар Ашуров не совсем согласен с такой постановкой вопроса.
«Главное ведь объяснить Минфину так, чтобы они не смогли отказаться финансировать фонд за счёт бюджета, - отметил он. - Проблемы есть, они постепенно будут решаться. Мы думаем, надо уже ускорить процесс решения вопросов по миграции».