Два года назад летчиков Садовничего и Руденко освободили по амнистии, конфисковав их самолеты. Пилоты до сих пор добиваются снятия всех предъявленных им обвинений, а хозяева конфискованных Ан-72 оспаривают решение суда. Таджикистан воздушные суда не отдает, но и сам их использовать не спешит.
Какая судьба ждет «транспортников» - небо, свалка или продажа в третьи руки?
Вопросы без ответов
ПРЕДЫСТОРИЕЙ этого нашумевшего дела, как известно, стала внезапная посадка в аэропорту Курган-Тюбе весной 2011 года двух транспортных самолетов АН-72 авиакомпании Rolkan Investmens Ltd. Командиры экипажей воздушных судов - россиянин Владимир Садовничий и гражданин Эстонии Алексей Руденко - были задержаны сразу после посадки. Летчики были осуждены, а позднее амнистированы, сами самолеты конфискованы в пользу Таджикистана. Дело закрыто, но оно оставило много вопросов, на которые и по сей день нет однозначных ответов.
Даже из объяснений летчиков так и не было понятно, каким образом самолеты, объявленные в международный розыск в 2010 году, работали в Афганистане и как они оказались над территорией нашего государства? Что же на самом деле перевозили экипажи самолетов, и что находилось на их бортах в момент посадки в Курган-Тюбе? О чем велись переговоры сторон до предъявления обвинений в течение двух месяцев, пока их держали под охраной в гостинице?
Случай с туманной завесой
По утверждению самих летчиков, по договору с правительством Афганистана они занимались перевозкой продуктов и гумпомощи на двух самолетах Ан-72. По окончании контракта экипажи, 12 марта вылетев из Кабула, совершили посадку в аэропорту Курган-Тюбе для дозаправки после устной договоренности с авиационными властями Таджикистана. Но во время полета им сообщили о том, что соответствующего разрешения Душанбе не дает. По словам летчиков, несмотря на это, они были вынуждены посадить самолет, так как топлива было недостаточно.
После приземления оба экипажа без предъявления каких-либо обвинений были задержаны сотрудниками ГКНБ. В течение двух месяцев их держали под арестом в гостинице, а 12 мая командиры воздушных судов были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде.
Адвокат летчиков Мухаббат Усманова (второй адвокат после Гулома Бобоева) в интервью «АП» рассказала, что, по словам ее подзащитных, уголовное дело в их отношении было сфабриковано и возбуждено следователями ГКНБ 13 мая 2011 года, когда хозяин самолетов был установлен и отказался подписывать дарственную на самолеты в пользу руководства ГКНБ. После их посадки, как и положено для пограничных и таможенных органов, был проведен досмотр самолетов. Никакой контрабанды там обнаружено не было. Об этом свидетельствуют материалы акта досмотра, оформленного таможенной и пограничной службами РТ. Позднее следователи ГКНБ провели осмотр самолетов, где зафиксировали факт нахождения в одном из них двигателя D-36. Авиационная комиссия РТ в соответствии с Воздушным кодексом расследовала данное происшествие и классифицировала его как авиационный инцидент, не более.
В ноябре начался судебный процесс, который сразу же стал темой №1 в местных и российских СМИ.
Версии
Арест летчиков связывали в печати с несколькими версиями.
В то время, будучи еще депутатом Госдумы РФ, Семён Багдасаров связывал «дело летчиков» с инициативой США, которая хочет ослабить влияние России в регионе, и потребовал ввести в ответ визовый режим для граждан Таджикистана.
По другой версии, пилоты стали заложниками «международных рейдеров» и серых схем, которые используют хозяева авиакомпаний для ухода от налогов. Ставка рейдеров делалась на то, что официально самолеты никакого отношения к России не имеют. Rolkan Investmens Ltd зарегистрирована в оффшоре (на Вирджинских островах), а самолеты до июня 2008 года были внесены в государственный реестр ВС Грузии.
Существует и версия, что приговор стал местью некоторых высокопоставленных таджикских чиновников после неудачных переговоров по обмену летчиков и самолетов на задержанных за наркоторговлю их родственников.
Выдвигались и предположения о том, что пилоты по договоренности перевозили кроме всего прочего и героин и должны были дозаправиться в Курган-Тюбе, чтобы следовать дальше.
По еще одной из версий, спецслужбы Таджикистана решили присвоить себе ценные российские самолеты, якобы работавшие по контракту на Министерство обороны РТ. Тогда в интервью СМИ Сергей Полуянов, гендиректор и совладелец авиакомпании «Ролкан» говорил, что ему по одному – по двое пришлось выкупать у следователя шесть человек из экипажей самолетов, в сумме отдав следователю 50 тысяч долларов США. «Это было в середине мая, но командиров не отпустили. Потом мне конкретно сказали: «Командиров отпустим, если продашь нам самолеты». И начался торг. Поняв, что делать нечего, я соглашаюсь продать по дешевке: по 700 тысяч долларов каждый, когда один самолет стоит полтора миллиона долларов. А когда командиров сажают в СИЗО, мне сказали: «Продавай нам два самолета за один доллар, и мы их отпустим», - сообщал СМИ Полуянов.
Спустя полгода, 8 ноября 2011 года, суд города Курган-Тюбе вынес приговор: летчикам были инкриминированы нарушения правил международных полетов, контрабанду и незаконное пересечение госграницы и приговорил каждого к 10,5 годам лишения свободы. По амнистии, срок лишения свободы для каждого был сокращен до 8,5 лет. А оба самолета и авиационный двигатель были конфискованы в пользу государства.
«Ассиметричные меры» и их результаты
Приговор летчиков с поддержки политических кругов России и СМИ этой страны стал причиной большого международного политического скандала. Даже тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев потребовал принять в ответ на действия Таджикистана «асимметричные меры», после чего в Москве начались рейды миграционной службы, а спустя сутки ФМС выдворила из страны первую сотню таджикских мигрантов.
Начались заявления о введении визового режима, необходимости введения запрета на привлечение трудовых мигрантов РТ и прочее.
В ответ в Таджикистане заговорили о выдворении 201-й российской военной базы с территории страны, выходе из ОДКБ... Отношения России и Таджикистана стали резко ухудшаться.
Вскоре конфликт был улажен, «дело летчиков» пересмотрели, освободив пилотов в здании суда. Но по самолетам решение осталось без изменений.
На последнем «приколе»
По словам адвоката М.Усмановой, компания Rolkan Investments Ltd обратилась в надзорную инстанцию Хатлонского облсуда, а позднее и с надзорной жалобой в Верховный суд РТ. Но эти жалобы не были удовлетворены. Сейчас руководство компании принимает решение о дальнейшем обжаловании и снятии всех обвинений с пилотов, а также требует вернуть конфискованные воздушные суда.
По словам юриста международного аэропорта «Курган-Тюбе» Мирзомиддина Саломова, конфискованные самолеты до принятия окончательного решения переданы на временное содержание аэропорта на основании письма Госкомимущества РТ от 13 сентября 2012 года.
В свою очередь, администрация г.Курган-Тюбе обратилась к властям с просьбой решить вопрос о судьбе конфискованных самолетов. Финансовое управление города Курган-Тюбе официально обратилось в Министерство финансов с просьбой перевести на собственный баланс либо передать на баланс Госкомимущества эти самолеты, так как «лайнеры не нужны администрации города, она не может их использовать, продать или передать на баланс какому-либо предприятию».
Обращение до сих пор осталось безответным, и получить какие-либо комментарии по этому вопросу в Минфине РТ нам пока не удалось.
Конфискация без пользы?
На сегодняшний день конфликт до сих пор не исчерпан, самолеты продолжают оставаться в Курган-Тюбе. Так нужны ли они нам? Сможем ли мы использовать их по назначению? С этими вопросами мы обратились к эксперту, который на условиях анонимности сообщил, что Таджикистан даже при желании не сможет использовать эти самолеты.
- Во-первых, использование этих бортов невыгодно и нецелесообразно для Таджикистана в пределах своих границ, - говорит специалист. – Скажем, те же грузоперевозки в Хорог или Худжанд выгоднее осуществлять автотранспортом. Посудите сами, ни один аэропорт Таджикистана не оснащен спецтехникой, погрузчиками для таких типов самолетов, которые в нормальном режиме затрачивают на одну погрузку и выгрузку, минимум, по три часа на каждую. А если это делать вручную, уйдут, минимум, сутки… Если отдать борта военным, то где и как они будут готовить технический персонал и летный состав. В той же России? А согласится ли она, зная об инциденте? Да и самим военным это невыгодно: не такая уж многочисленная и оснащенная в Таджикистане армия.
Во-вторых, под вопросом остается использование судов за пределами страны, так как они якобы объявлены в розыск. Как-раз таки по этой причине авиационные власти Афганистана и попросили экипажи покинуть страну. Сейчас без соответствующих разрешений эти самолеты не смогут пересекать воздушное пространство любого государства.
В-третьих, по словам эксперта, нет гарантии для технического обеспечения судов. Их выдает опять-таки либо Украина, где расположен завод-изготовитель АН-72, либо опять-таки сама Россия.
- На каждое воздушное судно имеются формуляр наработки на двигатели и планер, т.е. сколько часов налета оно имеет после последнего ремонта. А после двухгодового простоя самолеты нуждаются в капремонте, который обойдется в большую сумму, - утверждает он.
Эксперт также считает, что эффект от их конфискации сведен к нулю. И если этот вопрос принципиален для Таджикистана, наверное, будет все-таки выгоднее продать эти самолеты третьей стране, которая сможет обеспечить их целевое использование, естественно, с учетом интересов нашей страны, пока они окончательно не пришли в негодность.
По его мнению, с учетом коррумпированности различных структур Таджикистана не исключена вероятность, что по истечении времени, после новых назначений в министерствах и ведомствах найдется какой-нибудь госчиновник, который «договорится» с руководством компании Rolkan и сведет дело к возврату бортов. По крайней мере, это будет лучше, чем вполне возможный вариант его продажи Китаю в виде лома или переоборудования под 5D- кинотеатр. Есть еще один вариант – установить самолеты на постамент в виде памятника политической близорукости наших властей.