В Согдийской области, как и во всем Таджикистане, продолжается призывная кампания, а вместе с ней и незаконные действия со стороны военных комиссариатов. Об этом в интервью «АП» рассказала юрист Дилафруз САМАДОВА, которая специализируется в области прав призывников и военнослужащих.
НАША беседа разделена на три части, но все случаи имеют общий характер и связаны с нарушениями прав призывников. По причине того, что по двум делам еще продолжается судебное рассмотрение, дабы не нарушать адвокатскую этику, имена наших героев мы не указываем.
История №1. Больной призывник
- КО мне обратились родственники пострадавшего и рассказали, что их сыну пришла повестка. На основании повестки, как положено, в назначенное время молодой человек идет в военный комиссариат города Худжанда, чтобы пройти медицинское обследование. В день, когда он пришел в военкомат, снаружи его дожидались дядя и бабушка. Он заходит и больше оттуда не выходит. На следующий день, 2 октября, родители обратились ко мне за помощью, так как они были уверены, что их сын по медицинским основаниям имеет право на отсрочку или на полное освобождение от службы в армии. У них имелись все документы о состоянии здоровья на февраль 2013 года. Как выяснилось из документов, у молодого человека был диагноз «отит левого уха». Мы обратились в военную прокуратуру и потребовали отправить призывника на дополнительное медицинское обследование. Дело в том, что призывная комиссия смотрит на внешнее состояние призывника. Она не может определить степень заболеваемости или поставить диагноз. Если призывник заявляет о заболевании, то его должны отправить на стационарное обследование в медицинское учреждение. Однако ничего подобного комиссия не сделала. Два дня призывник находился в военном комиссариате.
Мы по этому поводу обратились в областную призывную комиссию с требованием разъяснить ситуацию. Комиссия ответила, что они инициировали проверку, которая выявила, что призывник 2 октября пришел, по решению призывной комиссии города Худжанда был призван на военную службу и был направлен на государственную комиссию Согдийской области. То есть 1 октября призывная комиссия его признала годным и отправила на областную призывную комиссию. 2 октября областная призывная комиссия вернула призывника на городскую комиссию, чтобы те отправили его на дополнительное медицинское обследование. Данное решение областная комиссия приняла на основании нашего заявления.
- То есть ваше заявление повлияло на решение областной комиссии. Могло ли произойти такое, что без вашего обращения призывника отправили бы служить с его больным ухом?
- Возможно. Так как областная комиссия является надзорным ведомством и она контролирует решение первоначальных инстанций. Я не могу предугадать решение комиссии, но в то же время реальная практика всем известна…
Любому призывнику после прохождения комиссии выдается акт. Молодой человек берет акт, направляется в больницу и проходит бесплатное медицинское обследование. После призывник с результатами обследования приходит в призывную комиссию, на основании чего медкомиссия принимает решение - годен или не годен. Наш призывник был не годен. Наш призывник 17 октября повторно прошел призывную комиссию, и согласно статье 20, пункт «А» части 1, его в связи с болезнью освободили от службы в армии.
Об этом нам написала и военная прокуратура. В то же время, из двух вопросов нам ответили только на один. А о факте нахождения призывника сутки на территории военного комиссариата города Худжанда военная прокуратура не ответила. Несмотря на это, мы повторно обратились в прокуратуру с требованием дать пояснение действиям комиссии и привести доводы в законность их решения оставить человека в призывной комиссии в течение суток. Мы знаем, что это незаконно, но мы подождем, как объяснит данную практику военная прокуратура.
- Получается, первая инстанция заведомо нарушила закон и проигнорировала права конкретно взятого призывника?
- Можно сказать, что проигнорировали, так как не учли предъявленные им документы. Так как в документах был указан его диагноз. Только после нашего обращения они стали соблюдать предусмотренный законодательством порядок.
- Пострадавший от действий призывной комиссии человек может обратиться в компетентные органы за защитой своих прав?
- Призывник может в десятидневный срок обжаловать решение призывной комиссии в вышестоящем органе: если решение вынесено городской комиссией – то в областной, либо можно обращаться непосредственно в суд. С момента отправки жалобы любые действия, связанные с призывом, приостанавливаются. Однако здесь есть один нюанс. В статье 25 закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» предусмотрено: чтобы обжаловать требование призывной комиссии, он должен его затребовать. Если он идет в суд, то призывник должен приложить копию решения призывной комиссии. В случае отсутствия решения, надо требовать - если это суд, то у суда, – чтоб они запросили его у комиссии. Если это вышестоящий орган, то чтобы они затребовали у комиссии решение. Это очень важно, так как если он сам будет бегать за решением призывной комиссии, потеряет свое время, а его в течение трех дней отправят служить.
История №2. Когда у призывника появляется статус «военнослужащий»…
- В ОКТЯБРЕ 2012 года призывник приходит, чтобы пройти призывную комиссию. Проходит комиссию, и где-то во втором часу дня он уходит по своим делам. Потом через какое-то время улетает в Россию. Потом в отношении его возбуждают уголовное дело по статье «Дезертирство», потом эта статья переквалифицируется на статью «Самостоятельное оставление части».
С чем именно мы были не согласны? Первый вопрос: приобрел ли он вообще статус военнослужащего, согласно закону? Позиция адвоката - что он не приобрел. Я это аргументирую тем, что он пришел на призывную комиссию. Призывная комиссия – это орган, который создается во время призывного периода, председатель комиссии - первый заместитель председателя города, и она функционирует в военном комиссариате.
Призывник, пришедший на призывную комиссию, - свободный. У него есть право на свободу передвижения. Да, безусловно, у него появляется ответственность, но это не означает, что его действия должны ограничиваться. Он должен пройти комиссию. Это обязательно, он должен явиться вовремя, он должен явиться каждый раз, когда ему вручат повестку, в указанное время. Все эти мероприятия фиксируются в письменном виде, под роспись призывника. То, что призывник прошел призывную комиссию, - это же не означает, что он явился для отправки на военную службу. К сожалению, законодательство в сфере несения военной службы четко не определяет эту процедуру. Из-за этого подобные случаи могут стать основанием для возбуждения уголовного дела. Это создает плохую правоприменительную практику у нас в стране.
Почему мы считаем, что он не приобрел статуса военнослужащего? Потому, что каким бы ни был закон, он предусматривает сроки. В течение пяти дней до явки призывнику вручается повестка в военкомат. Это определено для того, чтобы призывник успел отпроситься с работы/учебы, приготовить все документы и явился на призывную комиссию подготовленным, если он считает, что он не годный. Это определенное мероприятие, которое меняет его статус и влияет на его судьбу на 1-2 года.
Когда определяется срок отправки, призывнику должны вручить повестку для отправки.
А в тот момент мой подзащитный даже областную призывную комиссию не прошел.
- Он подписал данную повестку?
- В деле есть подписанная повестка, но на суде мой подзащитный не признал, что это его подпись, но это суд не принял во внимание и не назначил почерковедческую экспертизу. Надо отметить, что сегодня на практике призывник проходит сразу все комиссии - и городскую, и областную – в течение одного дня. Несмотря на это, мы обжаловали решение городского суда и подали кассационную жалобу в областной суд Согдийской области.
История №3. Призрачный вуз
- МАХМАДНАБИ Гулова поймали в момент, когда он приехал на выходные домой. Несмотря на все его заверения, что он студент очного отделения, его забрали служить в Южный регион страны. Он учился на 4-м курсе очного отделения Института социальных наук города Москвы в Кыргызской республике, на экономическом факультете. Никаких задолженностей по учебе не имел. Нам непонятно поведение наших представителей, которые ловят студентов данного вуза, заявляя, что данное учреждение не соответствует «нашим стандартам», а каким именно - непонятно.
Я, как адвокат, хочу обратить внимание на следующее. Данный вуз имеет лицензию. Учреждение является филиалом московского вуза. Имеет регистрацию в Министерстве юстиции и в других соответствующих органах Кыргызской республики и функционирует в рамках действующих законов этой страны.
Мы подали в суд жалобу, в настоящее время документы на стадии рассмотрения. Прокуратура заявляет, что РосНОУ (Российский новый университет) в 2009 году был ликвидирован в Таджикистане, но они не говорят, что это совсем другой вуз, другая территория.