Таджикский парламент дал добро на привлечение к ответственности сотрудников международных организаций, уличенных в коррупции.
Таджикский парламент дал добро на привлечение к уголовной ответственности иностранных сотрудников международных организаций, не обладающих дипломатической неприкосновенностью, в случае, если их деятельность подпадает под статью о коррупции. Нижняя и верхняя палаты таджикского парламента согласились внести изменения в Уголовный Кодекс Таджикистана о привлечении к ответственности сотрудников международных организаций. Последнее слово за президентом, после подписи которого закон вступит в силу.
Махмадали Ватанов, глава Комитета по законодательству и правам человека Нижней палаты таджикского парламента в беседе с радио Озоди сообщил, что речь идет о внесенных изменениях в статьи 319 – «получение взятки», 320 – «дача взятки» и 321 – «провокация взятки». Данные статьи, по его словам, до сих пор касались лишь чиновников и представителей власти, а после подписания президента, уголовное наказание будет распространяться и на сотрудников международных гуманитарных организаций.
- Изменения касаются этих трех статей УК РТ, относящихся к взятке. Другие преступления не приняты во внимание. Это является и рекомендацией самих международных организаций к Таджикистану, которые предлагают привлекать к ответственности сотрудников правоохранительных органов, судебных инстанций за получение взятки, вымогательство и провокацию к взятке, - заявил Ватанов.
Согласно Венской конвенции 1961 года, иностранные сотрудники дипломатических корпусов, посольств, международных организаций, таких, как ООН и ОБСЕ, обладают правом неприкосновенности.
Сухроб Кохири, замначальника отдела международных отношений Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией РТ считает, что после вступления в закон новых изменений в УК РТ, сотрудники международных организаций, не обладающие дипломатической неприкосновенностью, будут привлекаться к уголовной ответственности:
- Для нас сейчас важно то, что иностранные чиновники будут представлены в качестве субъекта. Было много споров. Много раз эта тема обсуждалась на различных семинарах, мы, в частности, задавали вопрос о том, могут ли сотрудники международных организаций, подобно ООН, привлекаться к ответственности. Нам всегда давали положительный ответ. Но надо учитывать, что здесь речь идет и о дипломатических отношениях Таджикистана с этими организациями, которые обязательно будут учитываться, - пояснил Кохири в беседе с Озоди.
Включение подобных изменений в Уголовный Кодекс страны является одним из трех рекомендаций, прозвучавших в 2010 году в адрес Таджикистана в Париже, в ходе встречи экспертной группы по борьбе с коррупцией в Восточной Европе и Центральной Азии Организации экономического сотрудничества (ECO). Первой рекомендацией было создание специального ведомства по борьбе с коррупцией.
Юрист и бывший член правления Фонда Сороса в Таджикистане Ойнихол Бобоназарова считает, что практика привлечения к ответственности иностранных чиновников существует давно. До сих пор Таджикистан не предпринимал подобных действий в отношении иностранцев, из желания не портить отношений с международным сообществом.
- Это мера неплохая. Но в странах, где авторитарные режимы не питают особо позитивных чувств в отношении гражданского общества и международных организаций, вряд ли подобные меры смогут сыграть позитивную роль. Боюсь, что будут случаи злоупотребления законом. Существует и правило о запрете на проверку деятельности ряда международных организаций со стороны государственных органов Таджикистана, - сказала Бобоназарова.
Региональная межгосударственная экономическая организация, образованная в 1985 году странами Средней Азии и Ближнего Востока, в период 2008-2014 гг. проводит мониторинг уровня коррупции в Таджикистане, в рамках которого выдвигает определенные рекомендации по искоренению одной из самых распространенных проблем общества - коррупции.
Фарход Милод, радио Озоди