Трудящиеся в России иностранцы не должны становиться заложниками политического кризиса, уверены авторы правозащитного отчета: «Таджикистан: экспорт рабочей силы – какой ценой?», презентация которого состоялась на этой неделе в Санкт-Петербурге.
Этот отчет стал результатом совместной работы исследовательской миссии Международной федерации за права человека (FIDH) и АДЦ «Мемориал», проведенной при поддержке ОО «Бюро по правам человека и соблюдению законности» (Таджикистан) в мае 2011 года. Правозащитники из Таджикистана специально приехали в Санкт-Петербург, чтобы представить отчет и привлечь внимание к многочисленным нарушениям, с которыми сталкиваются их соотечественники в России.
«К сожалению, проблемы соблюдения прав человека привлекли гораздо меньше внимания СМИ и общественности, чем дипломатический скандал и обострение отношений между Россией и Таджикистаном, по случайному совпадению ставшие известными на следующий день после пресс-конференции. Еще большее сожаление вызывает то, что распространение информации о приговоре российскому летчику мгновенно и очень легко вызвало «отклик» в виде усиления фактических преследований трудовых мигрантов из Таджикистана со стороны государственных структур, активизации националистических движений и нагнетания информационной напряженности», - говорит директор Бюро по правам человека и соблюдению законности РТ Наргис Зокирова.
Далее приводится пострелиз вышеназванных организаций:
«В СМИ практически сразу появилась информация о действиях неких «неформальных организаций» (например, упоминается организация «Светлая Русь»), «помогающих» ФМС в проведении операций по выявлению нелегальных мигрантов. При этом представителями миграционной службы не было сделано никаких официальных опровержений или заявлений об отсутствии сотрудничества с националистическими «помощниками».
Те официальные заявления, которые все-таки были озвучены, также не способствовали прояснению позиции российских властей: до сих пор они во многом звучат как скрытые угрозы либо открыто направлены против граждан Таджикистана. Так, например, «Российская газета» опубликовала заявление главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко о возможности «введения временного запрета на использование рабочей силы из Таджикистана, поскольку в последнее время увеличилось число выявления у мигрантов таких заболеваний, как ВИЧ и туберкулез». «Совершенно случайно» это утверждение было сделано именно сейчас, как и недавнее заявление директора ФМС Константина Ромодановского о количестве преступлений, совершаемых мигрантами из Таджикистана. Вопрос об опасных заболеваниях, кстати, поднимался и в ходе презентации отчета, в котором содержатся иные оценки числа и причин опасных заболеваний у трудовых мигрантов: граждане Таджикистана именно за время работы в России теряют здоровье и заражаются опасными заболеваниями.
Таким образом, двусмысленность и необъективность официальных заявлений, а также фактическое усиление преследований граждан Таджикистана со стороны специализированных служб, своеобразно освещаемое и преподносимое многими СМИ, – все это создало информационную атмосферу страха и нестабильности, в которой сейчас оказались и вынуждены жить находящиеся в России граждане Таджикистана, а также другие иностранные граждане, которые, очевидно, тоже не могут чувствовать себя защищенными. Многие из них, вероятно, вспоминают 2006-2007 гг. и массовые депортации граждан Грузии. Явным свидетельством общей тревоги стало создание посольством Таджикистана «кризисного штаба» для помощи гражданам РТ, подвергающимся преследованиям. В такой ситуации особое значение приобретают официальные заявления представителей власти, ответственных за принятие решений. Отсутствие объективной официальной информации и опровержений не соответствующих действительности ссылок на позицию государственных органов является, по нашему мнению, недопустимым бездействием и значительно усугубляет положение иностранных граждан.
В сложившейся ситуации в очередной раз проявилось ложное и опасное представление о том, что нелегальный статус мигранта позволяет оправдать любые направленные против него действия и меры со стороны государства пребывания. Такое представление противоречит современным международным нормам о статусе «лиц без документов» и «лиц, находящихся в нелегальном положении».
Все эти события лишний раз доказывают актуальность связанных с миграцией проблем нарушений прав человека, исследованию которых в миграционных потоках между Россией и Таджикистаном был посвящен отчет, и важность законодательных и практических рекомендаций, данных авторами отчета властям обоих государств. Наблюдаемые сейчас фактически репрессивные меры против трудовых мигрантов, ставших заложниками сложившейся ситуации, могли бы дополнить раздел отчета о нарушениях со стороны российских властей. Ценой демонстрации силы и политической воли снова стали многочисленные нарушения прав человека среди наиболее уязвимых и незащищенных лиц.
Властям Республики Таджикистан необходимо повышать уровень независимости и эффективности судебной системы, в частности, обеспечить справедливый суд по делу летчиков. А властям Российской Федерации в сложившейся ситуации авторы отчета хотели бы сформулировать следующие рекомендации:
- воздержаться от применения принципа коллективной ответственности граждан Республики Таджикистан, в том числе в форме массовых выдворений трудовых мигрантов, при разрешении дипломатического кризиса;
- не допускать использования уязвимого положения иностранных граждан в качестве инструмента политического давления».