В Таджикистане развернута широкомасштабная информационная кампания против главы инициативной группы по созданию партии «Новый Таджикистан» Зайда Саидова.
Вторые сутки по всем таджикским государственным каналам «крутят» сюжет на таджикском и русском языках о деятельности Зайда Саидова в годы, когда он возглавлял министерство промышленности РТ.
В телесюжете рассказывается, как будучи министром З. Саидов приватизировал множество государственных объектов, таких, как, например «Таджикатлас», и во что они превратились сейчас.
Также речь идет о купле З. Саидовым земель на территории района Рудаки. При этом отмечается, что многие приватизированные объекты оформлены на имена родственников предпринимателя.
В конце сюжета отмечается, что в отношении З. Саидова генеральная прокуратура возбудило уголовное дело по статье 319 ч4 (получение взятки в особо крупных размерах). О двух других статьях 247 ч.4 (мошенничество в особо крупных размерах с использованием служебного положения), 314 (злоупотребление служебным положением) УК РТ, о которых отмечало ранее антикоррупционное ведомство, не упоминается.
Также на улицах столицы распространяется брошюра («Иллати миллат: Зайд Саидов кист ва чаро майдони сиёсӣ меҷӯяд?» ««Порок нации: Кто такой Зайд Саидов, и почему он ищет политическую трибуну»), на семи страницах которой автор брошюры, некий М. Мамадазимов обвиняет З. Саидова в многоженстве, организации митингов в 90-х годах, незаконной приватизации государственных объектов, связях с бывшей объединенной таджикской оппозицией в 1992-1997 годах.
Напомним, имя Зайда Саидова оказалось в центре внимания независимых СМИ в апреле этого года, когда он и члены инициативной группы объявили о намерении создать партию «Новый Таджикистан».
После этого мнения в экспертных кругах разделились. Часть экспертов посчитало, что главным инициатором создания партии является власть, которая намерена, таким образом, «отобрать» голоса у главного конкурента, Партии Исламского возрождения Таджикистана.
В мае З. Саидов выехал вместе со сборной Таджикистана по настольному теннису в Европу. Пока он находился там, с начала прокуратура города Душанбе заявила о возбуждении в отношении З. Саидова уголовного дела по статье «многоженство».
Вслед за прокуратурой о возбуждении уголовного дела в отношении компании «Точ-Сохтмон Байналмилал» заявило и Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Таджикистана.
Так, как указанная компания относится З. Саидову, в СМИ уголовное дело связали с самим Саидовым. Семья З. Саидова и члены инициативной группы по созданию партии «Новый Таджикистан» заявили об обысках в его доме, и допросе членов семьи предпринимателя.
Позднее антикоррупционное ведомство официально заявило, что уголовного дела в отношении Зайда Саидова не возбуждало, подчеркивая, что дело возбуждено в отношении руководства компании «Точ-Сохтмон Байналмилал».
Находясь в Европе, З. Саидов заявил СМИ, что не считает себя виновным и собирается оспорить обвинения против него, вернувшись в Таджикистан.
Тогда в гражданском обществе, в СМИ, в экспертных кругах гадали: вернется З. Саидов, или нет. Некоторые советовали ему не делать этого, некоторые наоборот, предлагали вернуться.
В спешном порядке, опять же в отсутствии Зайда Саидова был ликвидирован Координационный совет бизнес-ассоциаций Таджикистана, который он возглавлял.
З. Саидов дал четко понять, что вернется. В 2-3 часа 19 мая в Душанбинском аэропорту собрались члены инициативной группы, журналисты, представители гражданского общества.
Самолет приземлился, пассажиры вышли, но Зайда Саидова среди них не было. Позднее стало известно, что сотрудники Агентства по борьбе с коррупцией задержали его прямо у трапа самолета и увезли в антикоррупционное ведомство.
По мнению правозащитников З. Саидов был задержан противозаконно, так, как в тот момент являлся депутатом Маджлиса народных депутатов города Душанбе и соответственно имел депутатскую неприкосновенность.
Доставленный в Агентство 19 мая З. Саидов, так и не вышел. Пресс-служба антикоррупцинного ведомства заявило, что в отношении Саидова возбуждено уголовное дело по трем статьям УК 319 ч4 (получение взятки в особо крупных размерах), 247 ч.4 (мошенничество в особо крупных размерах с использованием служебного положения), 314 (злоупотребление служебным положением).
Вопрос о лишении З. Саидова, также решился быстро. 20 мая была созвана внеочередная сессия Маджлиса народных депутатов города Душанбе, в ходе которой, опять же в отсутствии самого Саидова, он был лишен депутатского иммунитета.
В тот же день, то есть 20 мая в Агентстве, в присутствии одного из адвокатов З. Саидова была проведена очная ставка предпринимателя с главным фигурантом «исфаринского дела» Низомхоном Джураевым, который заявил, что самолично вручил З. Саидову, когда он возглавлял министерство промышленности, в виде взятки $100 тыс.
При этом Зайд Саидов отрицал свою причастность к даче взятки. Напомним, за все это время, которое происходили указанные события, З. Саидов еще не был официально задержан, хотя находился в Агентстве по борьбе с коррупцией почти сутки.
Об официальном задержании Зайда Саидова было объявлено вечером 20 мая. Он был переведен в изолятор временного содержания Агентства.
Все это время в домах Саидова, его родственников, офисах, принадлежащих ему, проводились обыски, изымались компьютеры, документация.
Как утверждают юристы, суд в течение трех суток после официального ареста, должен принять решение о мере пресечения, то есть данное решение суда должно быть принято 22 мая.
Власти не раз подчеркивали и подчеркивают, что никакой политической подоплеки в деле Зайда Саидова нет, то есть все, что происходит сейчас вокруг него не связано с инициативой о создании партии.
Независимые эксперты, считают иначе, отмечая, что события развернулись именно после того, как Зайд Саидов решил вступить на политическую арену.