Таджикистан не гарантирует России исполнение отдельных пунктов соглашения по отмене российских экспортных таможенных пошлин на ГСМ.
Эксперты в недоумении, граждане негодуют…
РЕЧЬ идёт о пункте соглашения о реэкспорте беспошлинного российского топлива.
Как отмечают в Минэнергопроме Таджикистана, на сегодня особо сложных моментов в этом вопросе не существует, так как правительство РФ согласно отменить пошлины на тот объём нефтепродуктов, который затребовала таджикская сторона, – 1 млн тонн в год.
«Однако пункт соглашения о реэкспорте стал причиной того, что таджикской стороне потребовалось больше времени, чтобы проработать его и дать уверенный и окончательный ответ», - отмечает источник.
«Россия этим пунктом требует у Таджикистана жесткого контроля для того, чтобы нефтепродукты, импортируемые в республику, не подлежали реэкспорту в другие страны, к примеру в Афганистан. В противном случае Россия может аннулировать соглашение и вновь ввести экспортные таможенные пошлины на своё топливо, а также ограничить экспорт ГСМ», - отметили в правительстве.
На прошлой неделе к рассмотрению проекта данного соглашения подключилось Министерство экономического развития и торговли, теперь этот вопрос будут прорабатывать вместе специалисты Минэнергопрома и Минэкономразвития и торговли.
«Таджикская сторона предпочитает, чтобы в соглашении вообще не было пункта о реэкспорте, но это условие не принимает российская сторона», - заявили в Минэнергопроме.
- Почему? – задали мы вопрос и Минэнерго и Минэкономики.
Но ответа не получили. Из Минэкономики корреспондента «АП» отправили в отдел энергетики и промышленности исполнительного аппарата президента, оттуда – вновь в Минэкономики.
Весь субботний день корреспондент «АП» провел поочередно в двух указанных министерствах, надеясь на встречу с руководством ведомств, однако его не приняли. Пресс-службы министерств указали обращаться к ним через официальные письма.
Соответствующие запросы мы уже отправили в указанные ведомства и надеемся в скором времени получить исчерпывающий ответ.
…От скорейшего решения вопроса о беспошлинных поставках российского топлива зависит устойчивость топливного рынка республики, так как, по оценкам топливных компаний, цены на бензин и другие виды горючего будут постепенно расти.
На некоторых автозаправочных станциях столицы в последние дни наблюдается рост цен на бензин в среднем на 10-20 дирамов.
«Народная» марка бензина Аи-92 реализуется по цене 6,70 сомони за литр вместо 6,50 (такая цена была в октябре), Аи-95 – 6,90 вместо 6,70 сомони, стоимость сжиженного газа увеличилась с 3,70 сомони до 3,90 сомони за литр.
По данным Антимонопольной службы, это связано с тем, что стоимость одной тонны нефтепродуктов в октябре составила $1 тыс. 93 вместо сентябрьских $982. Кроме того, стоимость экспортной таможенной пошлины на топливо, которое было отгружено в октябре, составляла $377 за тонну против сентябрьских $354,4.
Чиновники хотят заработать?
ЭКСПЕРТЫ считают: требуя от Таджикистана гарантий, что беспошлинные российские нефтепродукты не будут реэкспортировать в третьи страны, Россия исходит из своих национальных интересов. И это ее требование абсолютно нормально.
По словам зампреда Общенациональной социал-демократической партии Таджикистана Шокирджона ХАКИМОВА, суть требований России заключается в том, чтобы льготные условия поставки нефтепродуктов распространялись исключительно на Таджикистан, который бы не мог реализовать их за более высокую цену третьим странам.
- Известно, что рынки некоторых товаров, имеющих стратегическое значение, в том числе нефтепродуктов, хлопка, алюминия, табака, монополизированы некоторыми лицами, приближенными к правительственным структурам. Поэтому существует вероятность использования такого рода соглашения этими лицами в своих корпоративных интересах. Россия бы могла продавать нефтепродукты тому же Афганистану по своим ценам с учетом пошлин, но если нет гарантии с таджикской стороны, что они не будут заниматься реэкспортом, то у России не будет такой возможности. Т.е. суть экспортных таможенных пошлин теряет смысл, - считает Хакимов.
В данном случае, по мнению Хакимова, таджикская сторона попытается приложить усилия к тому, чтобы была возможность дополнительной выгоды от подписания этого соглашения.
- Разумеется, в данном случае мы больше зависим от воли российской стороны, и в результате, я уверен, стороны придут к консенсусу на тех условиях, которые предложит Россия. Таджикистан вынужден принять все условия, так как на иранскую нефть, которая является основным претендентом на диверсификацию таджикского топливного рынка, введено эмбарго, - говорит Хакимов.
Экономист Бахриддин КАРИМОВ считает, что Россия выдвигает стандартное и вполне ожидаемое требование.
- Реэкспорт может создавать стимулы для обогащения через перепродажу для отдельных лиц за счет сокращения потребления внутри страны, т.е. в ущерб внутреннему потребителю, - также считает он.
По мнению эксперта, это соглашение «в принципе формальность».
- Киргизия вот тоже согласилась на это стандартное требование, но при этом, несмотря на все административные запреты, реэкспорт в Таджикистан и даже в Афганистан там процветает. По некоторым оценкам каждый день мелкими контрабандистами из Кыргызстана вывозится до 400 тонн ГСМ только в Таджикистан (подробнее о контрабанде ГСМ в РТ читайте на А12). Знает ли об этом Россия? Вполне возможно, хотя и делает вид, что не знает. В любом случае политики и правительство России должны прекрасно понимать, что в условиях высокой коррупции на границе и таможне в Центральной Азии наивно ожидать, что соглашение о недопущении реэкспорта будет реально работать, - говорит Б. Каримов.
Другое дело - непонятно, почему мы не подписываем документ. Что стоит просто взять и согласиться с важным видом и уверениями, как это сделали соседи?
Значит, важно не то, согласимся ли и подпишем это как формальность. Важно, чтобы и в России, и в Таджикистане существовало понимание того, каким образом в условиях высокой коррупции, высокого спроса и слабости пограничного контроля фактически обеспечить исполнение данного соглашения. Кто будет контролировать и отвечать, ведь не поставишь контролеров на каждом пограничном переходе?
Таким образом, гораздо важнее, чем просто дать формальное согласие, разработать реальный работающий механизм контроля и ответственности конкретных лиц за возможный реэкспорт. Нужно обеспечить баланс ввоза и продажи внутри страны потребителям или найти прочие механизмы. Ведь в конечном итоге российские беспошлинные ГСМ предназначены для внутреннего потребителя, а не для обогащения чиновников и крупных трейдеров через реэкспорт! – заключил эксперт.