Заместитель председателя правительства Афганистана, сформированного Талибаном, предостерег Таджикистан от вмешательства во внутренние дела Афганистана, иначе, по его словам, «может случится всякое».
Власти Таджикистана на это предостережение официально не ответили. Ранее президент Таджикистана заявил, что Таджикистан не будет вмешиваться во внутренние дела Афганистана, однако отметил, что для урегулирования ситуации в соседней стране должно быть сформировано инклюзивное правительство.
Ханафи: «Вмешательство ни в чьих интересах»
Абдусалом Ханафи, заместитель председателя правительства, сформированного движением «Талибан», заявил 26 сентября телеканалу «Аль-Джазира», что они призывают Таджикистан не вмешиваться во внутренние дела Афганистана. Ханафи при этом не уточнил, во что именно вмешивается Таджикистан, но, очевидно, что он имел в виду неоднократную критику президентом Рахмоном невыполнение талибами своего обещания сформировать инклюзивное правительство.
Выступая перед Al Jazeera, Ханафи сказал, что они хотят хороших отношений с Таджикистаном: «Вмешательство одной страны во внутренние дела своего соседа не может служить чьим-либо интересам. У любого действия всегда есть последствия. Было бы лучше, если бы каждый занялся наведением порядка в собственном доме».
Таджикские власти отрицают вмешательство в дела Афганистана, говоря, что их цель – восстановление стабильности и безопасности в соседней стане и защита прав таджиков с той стороны границы.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил 24 сентября на Генеральной Ассамблее ООН, что «Таджикистан не собирается вмешиваться во внутренние дела Афганистана, однако мы уверены, что для решения политических вопросов и проблем безопасности соседнего государства необходимо сформировать инклюзивное правительство путем выборов и волеизлияния народа с участием всех политических групп и национальных и этнических меньшинств».
Рахмон отметил, что «кризисная ситуация в Афганистане, который имеет с Таджикистаном общую границу протяженностью 1400 километров, не может оставить равнодушным правительство и народ нашей страны». Он обвинил «Талибан» в невыполнении своих ранее сделанных обещаний сформировать инклюзивное правительство с широким участием афганских политических и этнических сил. Но сейчас не только президент Таджикистана обвиняет Талибан в формировании правительства, состоящего из террористов и представителей одной народности Афганистана. 27 сентября министр иностранных дел Италии заявил, что «в новое правительство Афганистана, созданное движением «Талибан», входят 17 террористов, поэтому его невозможно признать». То же самое до этого заявил и Госдеп США. Талибан такие обвинения отрицает.
Депутат: прибытие боевиков на линию границы является «фейком»
Талибан не ограничился словами Ханафи на критику Таджикистана. Ранее пресс-секретарь Талибана на своей страничке в Твиттере написал, что в Тахор, граничащий с Таджикистаном, направлены «тысячи солдат «Армии Мансури».
Забехулла Муджахид написал в своем сообщении, что целью отправки войск было «устранить потенциальные угрозы безопасности и другие вызовы». И это при том, что талибы ранее неоднократно заявляли, что они не допустят, чтобы угрозы для соседних государств исходили с их территории. Пока неясно, что еще могло означать объявление об отправке в Тахор тысяч боевиков-смертников, кроме как угрозы Таджикистану.
Один из представителей таджикских погранвойск в ГБАО на условиях анонимности сказал, что сообщения о «тысячах военнослужащих» вызывает тревогу, но они внимательно следят за тем, что происходит по другую сторону границы.
В Душанбе считают, что угрозы талибов, выраженные в переброске вооруженных подразделений практически к таджикской границе, не отвечают интересам Кабула. Саиджафар Усмонзода, председатель Демократической партии и депутат нижней палаты парламента, сказал, что сообщение об отправке якобы большого количества военнослужащих Талибана в приграничные районы было «фейком» и является ложью. Так как, по словам Усмонзода, талибы не могут содержать и снабжать всем необходимым провиантом десятки тысяч военнослужащих в провинции Тахор.
С другой стороны, сказал Усмонзода, что, если талибы вторгнутся в Таджикистан, это вызовет ответную реакцию со стороны стран региона, в частности Организации Договора о коллективной безопасности. «Если бы у них были такие силы, то они уже были бы в Душанбе. Это граница ОДКБ. И в случае нападения талибов и их переход через Амударью на таджикскую сторону, сработают договоренности, в соответствии с которыми силы талибов будут уничтожены силами и средствами ОДКБ».
Россия ранее также заявляла, что окажет военную помощь Таджикистану, если безопасность этой страны будет под угрозой в связи с событиями в сопредельном Афганистане. Но пока российские власти не отреагировали на последние угрозы талибов.
Дубнов: мир устал от афганской войны
Пока неизвестно, какова будет официальная реакция властей Таджикистана на последние высказывания Ханафи. Вместе с тем, некоторые эксперты считают, что такая реакция со стороны талибов была вполне предсказуемой в свете неоднократной критики президентом Рахмоном действий Талибан в соседней стране.
Политический обозреватель Аркадий Дубнов сказал Радио Озоди 27 сентября, что политика Рахмона свидетельствует о его полной поддержке Фронта национального сопротивления Афганистана, что «очень опасно и может обострить ситуацию».
По словам российского аналитика, приход к власти талибов – это реальность, и что мир устал от гражданской войны в Афганистане.
«Президент Эмомали Рахмон совершенно неверно оценивает ситуацию в Афганистане. Достаточно процитировать его выступление на заседаниях ОДКБ и ШОС. Он заявил, что 46 процентов населения Афганистана составляют таджики, но затем Путин был вынужден скорректировать его заявление. Путин сказал, извините, Вы забыли пуштунов, хазарейцев, другие национальные меньшинства. То есть, имеет место неверная оценка ситуации в Афганистане президентом Таджикистана» - отметил Дубнов.
Власти Таджикистана опровергли такие обвинения. Многие пользователи социальных сетей также требуют, чтобы правительство Таджикистана поддержало таджиков на другом береге Амударьи.
Таджикистан во время первого прихода к власти талибов поддерживал Северный альянс, который противостоял талибам. Сейчас же ситуация совершенно иная, чем в конце 1990-х годов, двадцать лет назад. Судя по всему, Душанбе остался один в регионе со своей позицией в отношении Талибана.
Соседние страны, начиная от Узбекистана до Казахстана, а также Китай и Россия, пытаются наладить связи с талибами. Но Душанбе до сих пор заявляет, что не признает новое правительство в Афганистане, если талибы не будут уважать права всех афганцев, особенно таджиков.