По приглашению президента Эмомали Рахмона сегодня, 4 октября, Таджикистан с визитом посетит Владимир Путин. Какими будут итоги встречи глав двух государств? Чего хотят от Душанбе в Кремле и что получит взамен Таджикистан?
ЭТОТ визит в Таджикистане ждали давно. В период президентства Дмитрия Медведева в отношениях между двумя странами было много неясного, неопределенного. А последние события, связанные с арестом летчиков и последовавшим за этим выдворением десятков таджикских трудовых мигрантов из России, еще раз показали, что во взаимоотношениях наших стран накопилось немало проблем, которые нужно решать, и как можно скорее.
201-я база. На сколько и за сколько?
РОССИЙСКИЕ СМИ, да и представители российского правительства, посетившие нашу страну накануне приезда Путина, не скрывали, что на этой встрече в первую очередь будет рассмотрен вопрос статуса и срока пребывания на территории Таджикистана 201-й военной базы. Российская база дислоцируется в Душанбе, Курган-Тюбе, Кулябе и является крупнейшей сухопутной базой за пределами России, в ней служат около 7 тыс. военных.
Москва и Душанбе пока никак не могут договориться об условиях дислокации военной базы, срок пребывания которой истекает в 2014 году.
В сентябре 2011 года президент Дмитрий Медведев заявил, что стороны близки к подписанию договора о продлении срока размещения базы на 49 лет. Позже некоторые российские СМИ сообщили, что Таджикистан якобы, потребовал за размещение базы 250 миллионов долларов в год. Переговоры зашли в тупик и активизировались только с возвращением в президентское кресло Владимира Путина.
Недавно Таджикистан посетил первый вице-премьер Игорь Шувалов. По итогам переговоров он заявил, что Москва и Душанбе «очень близки» к подписанию соглашения, но не сообщил, на каких условиях оно будет подписано. Источники, близкие к российскому правительству утверждают, что стороны пришли к согласию подписать договор на 49 лет, но с датой отсчета с 1993 года. При этом вопрос об арендной плате за базу «даже не обсуждался», заявили российские чиновники.
Если так, то что Россия готова дать официальному Душанбе взамен? Только лишь соображение, что «военная база – залог стабильности в регионе»?
Что взамен?
По неофициальной информации, взамен договора по базе Москва взяла на себя обязательство оснащения таджикской армии новым вооружением. На какую сумму, пока неизвестно.
Будет ли по примеру соседней Киргизии обсуждаться участие России в строительстве таджикских ГЭС и, в частности, Рогуна? Захочет и сможет ли Кремль здесь, в Душанбе, бросить вызов Ташкенту, как он сделал это в Бишкеке? – задается вопросом экспертное сообщество Таджикистана.
Эксперт Центра стратегических исследований по вопросам безопасности региона Вафо Ниятбеков считает, что вопрос об участии России в строительстве Рогуна вряд ли будет подниматься во время предстоящего визита Путина.
- Если принимать во внимание взаимоотношения России с Узбекистаном, российская сторона все-таки будет дожидаться результатов международной экспертизы Рогунского проекта, - объясняет он. - Узбекистан рассматривается Россией как страна, играющая одну из ключевых ролей в регионе, хотя существуют некоторые факторы, не позволяющие этим странам сотрудничать более тесно. Это, в первую очередь, временами прозападная ориентация Узбекистана, - считает эксперт.
И, если Рогун отпадает, что еще Москва может предложить Душанбе в обмен на согласие еще 20 лет сохранять статус-кво по российской базе? Беспошлинное обеспечение Таджикистана российскими ГСМ? Льготный режим пребывания таджикских трудовых мигрантов в России? Крупные инвестиции в таджикскую экономику?
Ответ на этот вопрос мы получим в течение ближайших двух дней.