5 октября в Таджикистан прибудет президент России Владимир Путин. Как сообщает пресс-служба Кремля, в ходе переговоров на высшем уровне лидеры России и Таджикистана обсудят широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества, в том числе, в сфере экономики и торговли, гуманитарных контактов и безопасности, затронут тематику взаимодействия в интеграционных объединениях, обменяются мнениями по региональным проблемам. По итогам переговоров запланировано подписание двусторонних соглашений.
КАКИЕ документы будут подписаны, на данный момент пока точно не сообщается. Будут ли среди них соглашения об участии России в гидроэнергетических проектах Таджикистана, подобно тем, которые были подписаны по итогам визита Путина в Бишкек, остается только гадать. Насколько выгодно сейчас России поддержать Таджикистан в реализации проекта Рогунской ГЭС и сможет ли Кремль здесь, в Душанбе, «бросить вызов» Ташкенту? Таджикские эксперты уверены, что Кремль не будет столь категоричным, как в Бишкеке или как в 2004 году.
Вопрос об участии России в строительстве Рогунской ГЭС вряд ли будет подниматься в ходе предстоящего визита В. Путина в Душанбе, считает эксперт Центра стратегических исследований Таджикистана по вопросам безопасности региона Вафо Ниятбеков.
«Если принимать во внимание взаимоотношения России с Узбекистаном, российская сторона все-таки будет дожидаться результатов международной экспертизы Рогунского проекта», - сказал Ниятбеков в интервью «АП».
По его мнению, если рассматривать подходы России к странам Центральной Азии, то можно проследить в них некую дифференциацию, и Россия вряд ли пойдет против интересов Узбекистана в своих отношениях с Таджикистаном.
«Узбекистан рассматривается Россией как страна, играющая одну из ключевых ролей в регионе, хотя существуют некоторые факторы, не позволяющие этим странам сотрудничать более тесно. Это, в первую очередь - временами прозападная ориентация Узбекистана. О многом, например, говорит последний выход этой страны из состава ОДКБ. Хотя на двустороннем уровне российско-узбекское сотрудничество остается неизменным», - сказал эксперт.
Глава Общественного комитета по демократическим преобразованиям Таджикистана Парвиз Муллоджанов считает, что вопрос об участии России в строительстве Рогуна может обсуждаться, но лишь настолько, насколько это возможно сейчас.
«Сейчас ситуация далеко не та, которая была несколько лет назад, скажем, когда в 2004 году к нам приезжал Олег Дерипаска или позже руководство РАО «ЕЭС России», - сказал он. - Скорее всего, Россия будет дожидаться результатов международной экспертизы».
Тем не менее, по словам Муллоджанова, для Таджикистана участие России в реализации Рогунского проекта имеет большое значение.
«Этот проект разрабатывался в советское время в соответствии с российскими стандартами в области безопасности гидроэнергетики. Это довольно сложный проект, где допустим целый ряд технических решений, и будет лучше, если ими будут заниматься российские специалисты», - подчеркнул он.
Специалист ЦСИ Ниятбеков также пророчит, что в ходе визита Путина может быть поставлена точка в вопросе о реализации проектов по строительству Россией трех средних ГЭС на территории Таджикистана, обещанных в ходе визита в Душанбе предыдущего президента РФ Дмитрия Медведева.
База на первом плане
Тем не менее, эксперты считают, что, в первую очередь, во время запланированного визита Путина в Таджикистан будет поставлена окончательная точка в вопросе присутствия российской военной базы на территории нашей страны, в противном случае визит Путина не состоялся бы вовсе.
«Думаю, все формулировки по данному вопросу уже согласованы высшими военными чиновниками, окончательный вариант проработан в ходе визита вице-премьера РФ Игоря Шувалова, и документ должен быть подписан», - отмечает Вафо Ниятбеков.
По мнению экспертов, есть вероятность, что в ходе визита будет решена и судьба аэродрома «Айни». Данный объект является довольно привлекательным не только для России. В СМИ периодически появляются сообщения о том, что индийские власти ведут переговоры с официальным Душанбе об использовании этого аэродрома.
Кроме того, специалист ЦСИ считает, что на предстоящей встрече лидеров двух стран будет рассматриваться вопрос более активного вовлечения Таджикистана в интеграционные объединения, которые уже существуют и которые планируется создать в будущем.
«Это, прежде всего, новое объединение с условным названием «Евразийский союз». Данная идея президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с подачи Путина была реанимирована и сейчас очень активно продвигается на постсоветском пространстве, в том числе в Центральной Азии», - подчеркнул Ниятбеков.
Эксперт отметил, что идея в рамках предлагаемого Евразийского объединения создание нового Среднего Востока, то есть создание некого макрорегиона, в который бы входили страны Центральной Азии, Афганистан, Индия, Пакистан и так далее – это некий ответ планам Запада по созданию так называемых «Большая Центральная Азия» и «Новый Шелковый путь».
«То есть, если Запад преследовал цель создания макрорегиона, который бы отделялся от России, то Россия, в свою очередь, предлагает новый макрорегион, который бы раскрывал новые территории влияния для России именно в тесном сотрудничестве со странами Центральной и Южной Азии», - сказал он.
И только от итогов переговоров по базе и дальнейшей интеграции будут зависеть результаты решения двух важных для Таджикистана вопросов: отмена экспортных пошлин на российские нефтепродукты и участие российских инвестиций в энергетических и промышленных проектах Таджикистана.