Статья чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Республике Таджикистан Игоря Лякина-Фролова.
Совсем недавно в Душанбе прошла представительная международная конференция «Борьба с терроризмом и экстремизмом в Евразии: общие угрозы и совместный опыт». На ней с очень интересными докладами выступили государственные и общественные деятели, эксперты и политологи из России, Таджикистана, Казахстана, Киргизии. Все участники конференции едва ли не единодушно признавали, что на сегодняшний день угроза терроризма и экстремизма велика как никогда, особенно для региона Центральная Азия, учитывая, что три из пяти его государств граничат с Афганистаном. Естественно, Россию, как друга и стратегического партнера стран региона, не может не беспокоить нарастание вызовов и угроз, прежде всего исходящих с афганской территории.
Возможно ли в ближайшее время внутреннее урегулирование в Афганистане? Пока трудно сказать, но измученный многолетней войной и междоусобицей афганский народ, несомненно, хочет мира. Долгие годы внешние игроки, проще говоря США и НАТО, пытались решить афганскую проблему силовыми методами. Ничего не получилось, стало только хуже. Очевидно, что ее урегулирование лежит в первую очередь в политической плоскости. Россия поддерживает мирные усилия законного афганского правительства, ставящего перед противоборствующей стороной ряд непременных условий для включения во внутриафганский политический процесс: отказ от вооруженной борьбы, признание действующей Конституции ИРА, разрыв с международными террористическими организациями. Важную роль в этом процессе могла бы сыграть поддержка Афганистану со стороны международного сообщества в возрождении его социально-экономической жизни, развитии транспортной и коммуникационной сети. Уверен, что урегулирование афганского конфликта окажет благотворное воздействие на весь комплекс проблем региональной безопасности.
На передовом рубеже
Что касается Республики Таджикистан, то она фактически находится на передовом рубеже борьбы с вызовами и угрозами, исходящими с афганской территории. Мы в России хорошо знаем, что руководство РТ прилагает все усилия для укрепления границы и отражения попыток проникновения террористических и экстремистских элементов на территорию республики. Актуальность этой проблемы еще раз подтвердил с высокой трибуны ООН президент Таджикистана Эмомали Рахмон, отметив, что расширение масштабов терроризма, экстремизма, вооруженных межконфессиональных конфликтов, транснациональной организованной преступности и незаконного оборота наркотиков создает угрозу безопасности наших стран.
Хотелось бы отметить, что существует и целый ряд внутренних угроз в Центрально-Азиатском регионе. Одной из основных, несомненно, является попытка внешних экстремистских и террористических сил сделать ставку на культивирование религиозного экстремизма среди населения, особенно среди духовно и политически неокрепшей молодежи. Главным источником такой угрозы являются международные террористические организации, как, например, «Исламское государство», пытающиеся внедрить свою агентуру в странах ЦА. Их цель понятна: подорвать стабильность в Центральной Азии, спровоцировать хаос и кровопролитие в этом стратегически важном и обширном регионе мира.
Для того чтобы противостоять этой серьезной угрозе, необходимо задействовать целый комплекс системных мер, как то: слаженная работа государственных правоохранительных органов и спецслужб, в том числе в многостороннем формате – по линии ОДКБ и ШОС; формирование в каждом из государств всеобъемлющей антитеррористической правовой базы; профилактическая работа; координация действий стран региона по борьбе с религиозным экстремизмом на международном уровне и многое другое.
Крайне важно, что подходы России и Таджикистана, да и в целом стран ЦА, к основным проблемам региональной и международной повестки дня близки или совпадают. Нас объединяет обоюдная заинтересованность в сотрудничестве по вопросам региональной безопасности. Все это создает благоприятные условия для укрепления нашего взаимодействия, как в двустороннем формате, так и в рамках международных структур. Прежде всего это касается таких организаций, как ОДКБ и ШОС, которые в настоящее время являются ключевыми факторами обеспечения стабильности в ЦА. Как показывает практика, попытки внерегиональных игроков выстроить альтернативные модели обеспечения безопасности ЦА, как правило, вызывают последствия, ведущие лишь к деградации ситуации.
«Бороться нужно сообща»
Следует помнить о том, что Таджикистан – это южный рубеж нашей общей зоны ответственности ОДКБ, а сложная обстановка в Афганистане диктует необходимость постоянно совершенствовать оборону южных границ Таджикистана. Вот почему военное и военно-техническое сотрудничество является приоритетным направлением российско-таджикского взаимодействия.
Весомую стабилизирующую роль играет расположенная в Таджикистане 201-я российская военная база. Личный состав 201-й РВБ постоянно находится в боевой готовности, принимает участие в совместных российско-таджикских учениях, а также в учениях по линии ОДКБ. На полигонах соединения ведется подготовка командиров и специалистов младшего звена военнослужащих Вооруженных сил Таджикистана. Только за последние несколько лет для Минобороны Таджикистана подготовлено около 2000 специалистов – саперов, разведчиков, механиков-водителей танков и БМП, артиллеристов.
Ежегодно на безвозмездной основе обучение в России проходят порядка 500 таджикских военнослужащих. Ведется работа по модернизации таджикских вооруженных сил за счет поставки современных видов вооружений. Вооруженные силы двух стран активно взаимодействуют в отработке мероприятий по отражению любой возможной агрессии.
С целью коллективного противодействия террористической угрозе утверждены дополнительные меры по борьбе с этим явлением, принято решение о формировании единого списка террористических организаций, в соответствии с которым объявление вне закона террористической структуры в одной из стран ОДКБ будет признаваться и в других государствах-членах. Кроме того, расширен набор мер по контролю за возвращающимися на родину из зоны конфликтов гражданами. В рамках совершенствования сотрудничества по линии силовых ведомств приняты решения по обмену информацией о лицах, причастных к финансированию экстремистской и террористической деятельности, а также о фактах финансирования международных террористических организаций, включая ИГИЛ.
Хотел бы напомнить, что в текущем году отмечаются две юбилейные даты, связанные с Организацией Договора о коллективной безопасности, в которую входят три из пяти государств Центральной Азии, включая Таджикистан. Речь идет о 25-летии подписания упомянутого Договора, которое состоялось 15 мая 1992 г., и 15-летии образования ОДКБ (7 октября 2002 г.). За прошедший период Организация превратилась в полноформатную и многофункциональную региональную структуру противодействия как традиционным, так и новым вызовам (экстремизм, терроризм, наркотрафик, нелегальная миграция, организованная преступность, киберпреступность). Она достойно выполняет возложенные на нее задачи обеспечения безопасности и стабильности в зоне ее ответственности, в том числе в Центральной Азии. Убежден, что запланированные на ноябрь сего года в Таджикистане учения КСОР ОДКБ в очередной раз наглядно продемонстрируют профессионализм и слаженность действий участвующих в них частей и подразделений.
Возвращаясь к упомянутой в начале статьи международной конференции в Душанбе, хочу привести, на мой взгляд, очень меткую характеристику терроризма и экстремизма, которую дал в своем выступлении Первый заместитель Председателя Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Ф.А. Клинцевич: «Чума 21-го века».
А с такими болезнями, как показывает сама история человечества, можно успешно бороться лишь совместными усилиями, сообща. Россия готова к этому.